ГИА 9 Обучение школьников написанию сжатого изложения (часть С1 ЭР) Методическая лаборатория русского языка и литературы МИОО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Информационная обработка текста Основные приёмы сжатия (компрессии) текста: 1. исключение второстепенной информации, повторов, подробностей, деталей; 2.
Advertisements

Подготовка учащихся по русскому языку к экзамену по новой форме в 9 классе Приёмы обучения сжатому изложению.
Презентация по русскому языку 9 класс Выполнила: Пикалева И.Г., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 143» Г. Казань, РТ.
Тема : Приемы компрессии текста при обучении сжатому изложению. Цель : Учить осуществлять компрессию ( сжатие ) воспринятой информации.
Подготовка к написанию сжатого изложения. Обучение приемам компрессии текста.
Информация главная второстепенная та, без которой не был бы понятен авторский замысел (ключевые слова) та, без которой не был бы понятен авторский замысел.
Тема: Подготовка к сжатому изложению Разработан Архиповой Л.А., учителем высшей категории МОУ «Заклинская средняя школа» Урок русского языка в 9 классе.
Урок-практикум Методы компрессионного сжатия текста.
ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ КОМПРЕССИИ ТЕКСТА КАК ЭТАП ПОДГОТОВКИ К СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ ГИА 2009 ГОД.
Методы и приемы сжатия текста. Содержательные Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной информации Свертывание исходной.
ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ В НОВОЙ ФОРМЕ 9 КЛАСС ЧАСТЬ 1 (НАПИСАНИЕ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ) Способы сжатия текста.
Определить тему Сформулировать основную мысль Определить стиль Выделить микротемы Определить способы сокращения текста Передать содержание как каждой.
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
Есть много книг о «хороших манерах». Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, со старшими и младшими, как говорить и как одеваться.
ПОДГОТОВКА К ГИА Сжатое изложение (теория и практика подготовки)
Написание сжатого изложения Подготовил: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 4 г. Гусь- Хрустального Владимирской области Ишунькина А.В год.
По русскому языку в 9 классе МОУ Шуваевской ООШ Учитель МОУ Шуваевской ООШ Тропынёва Е.М.
К природе я отношусь не только как зоолог и биолог. Природа для меня – это познание жизни, её законов. Природа для меня – это познание жизни, её законов.
1 Компрессия текста (подготовка к сжатому изложению)
Подготовка к написанию сжатого изложения. Обучение приемам компрессии текста.
Транксрипт:

ГИА 9 Обучение школьников написанию сжатого изложения (часть С1 ЭР) Методическая лаборатория русского языка и литературы МИОО

Сжатое изложение как форма информационной обработки текста I. Содержательная обработка текста, воспринимаемого на слух. II. Языковая обработка текста в процессе написания сжатого изложения.

I. Содержательная обработка текста, воспринимаемого на слух. Чему учим? Адекватному восприятию текста (адекватному – соответствующему основному содержанию текста). Как учим? Воспринимать содержание текста на слух структурированно.

Структурированное восприятие содержания текста Как учим? 1. Определять функционально-содержательные особенности текста – тип речи. Всегда рассуждение, то есть определять тезис (- ы), аргументы, вывод. 2. Определять структурно-композиционные особенности текста: виды композиции текста рассуждения. Виды композиции текста-рассуждения: Тезис – аргумент(-ы) – вывод. (Демоверсия 2010) 1-ый тезис – аргумент (-ы) – (вывод), 2-ой тезис – аргумент – (вывод), 3-ый тезис – аргумент (-ы) – вывод… (Экзамен 2009)

Не так давно учёные считали, что успех в жизни напрямую связан с нашими интеллектуальными способностями. Чем больше человек знает и умеет, тем больше вероятность того, что он многого добьётся в жизни. Однако оказывается, что будущие профессиональные перспективы определяются не только объёмом и качеством всего, что нам удалось узнать в школе. Как утверждают современные учёные, наполненная знаниями голова ещё не спасение от серьёзных жизненных неудач и провалов. Интеллектуальные способности и навыки, необходимые для последующей работы, это всего лишь основа, фундамент. На этом фундаменте здание профессионального успеха может быть построено только в том случае, если человек обладает определёнными личностными качествами. И одним из таких важнейших качеств является способность понимать окружающих, чувствовать их настроение, сопереживать им. Через сопереживание человек ощущает свою причастность к тем, кто живёт рядом с ним, участвует в том, что происходит вокруг. Следовательно, обладая способностью понимать, чувствовать и сопереживать, человек сможет поддерживать гармоничные отношения с миром, а значит, сможет добиться успеха в этом мире. Как же развить эту способность? Психологи пришли к выводу, что помочь этому, в частности, может восприятие искусства. Человек, который получает удовольствие от живописных или скульптурных образов, чувствует красоту стиха или мелодии, ощущает ритм узора, такой человек способен к необходимому для жизни эмоциональному переживанию. А в том, что эти переживания жизненно необходимы, учёные не сомневаются. Только нужно уметь чувствовать. И через восприятие искусства мы облагораживаем свои чувства, воспитываем их. Кино, театр, музыка всё обогащает личность, потому что благодаря восприятию любого вида искусства у нас развивается так называемый эмоциональный интеллект, то есть оптимальное сочетание эмоциональных и интеллектуальных способностей нашей личности.

Учёные утверждают, что на нашей планете есть лишь одно мыслящее существо – человек. Но иногда птица или зверь ведут себя куда разумней и достойней, чем некоторые люди. Вспомним хотя бы бездомных собак или кошек в крупных городах. Выброшенные из привычной обстановки квартир, эти животные не только осваивают окрестные дворы и улицы, но и приобретают совершенно новые для них умения. Например, многие собаки со временем спокойно ездят в другие районы города на автобусах или даже на метро и возвращаются обратно. Зачем они колесят по городу? Может быть, они ездят туда, где когда-то был их дом, тщетно надеясь, что бывший хозяин одумается? А может, просто навещают свои родные места?.. Да, мы слишком многого ещё не знаем и не понимаем в поведении братьев наших меньших, много загадок остаётся в отношениях человека даже с домашними животными. Взять хотя бы то, что мы искренне уверены: человек всегда старший и главный, а собака или кошка всегда младшие и подчинённые ему. Но так ли это? Не приписываем ли мы себе больше, чем есть на самом деле? Современные учёные выяснили: человек, безусловно, влияет на приручённое им существо, но и оно самим своим присутствием, своим существованием, своим поведением воспитывает хозяина. Статистические данные позволяют утверждать, что среди владельцев домашних животных меньше людей, подверженных вспышкам агрессивности, необъяснимой раздражительности, гнева. В общении с четвероногим питомцем человек становится более чутким, острее воспринимает красоту и скорее отзывается на боль других. Но вот над чем всем нам стоит особенно задуматься: оказывается, присутствие рядом животных обогащает человека интеллектуально, делает его более способным к восприятию научных истин, более мудрым.

Структурированное восприятие содержания текста Как учим? 3. Членить текст на смысловые части – микротемы. Как минимум – их 3 (структура рассуждения). Но аргументов может быть несколько – увеличивается количество микротем. Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью. 4. Определять главную информацию каждой микротемы на основе разделения информации на главную и второстепенную и отсечения второстепенной информации.

Приемы определения главной информации Главная информация – информация, без которой неясен основной смысл текста, поэтому главная информация определяется на основе восприятия его основного содержания. Первый прием - определение темы, проблемы, идеи (авторская позиция): о чем текст? (тема); какой вопрос главный? (проблема); зачем создан текст? (идея).

Приемы определения главной информации Второй прием - определение ключевых слов каждой микротемы и установление связей между ними. (МП ФИПИ «Определение в тексте так называемых смысловых маркёров – слов и выражений, отмечающих ключевые моменты содержания и передающих главную информацию».) Схема структурно-смысловых связей ключевых слов каждой микротемы: уровень фактологии: кто? что? (где? когда?); уровень оценивания: что об этом говорится? что во всем этом главное?

Демоверсия 2009: Уровень фактологии: Кто? Что? (Где? Когда? Почему?) Человек - успех в жизни - интеллектуальные способности. Личностные качества человека: способность понимать окружающих, чувствовать их настроение, сопереживать им. Как же развить эту способность? Восприятие искусства. Эмоциональный интеллект. Уровень оценивания: Что об этом говорится? Что во всем этом главное? Интеллектуальные способности – основа успеха в жизни. Помогают поддерживать гармоничные отношения с миром, а значит, добиться успеха в этом мире. Эмоциональное переживание. Оптимальное сочетание эмоциональных и интеллектуальных способностей нашей личности.

II. Языковая обработка текста в процессе написания сжатого изложения Сжатое изложение – это такая форма обработки информации исходного текста, при которой возникает новый текст, воспроизводящий основное содержание, композиционно-логическую структуру, стиль и тип авторского текста. Чему учим? Приемам сжатия текста. Как учим? Конструированию нового текста на основе умения применять приемы сжатия текста: отбирать лексические и грамматические средства, позволяющие связно и кратко передать полученную информацию.

Информационная обработка текста Составитель Л.С.Степанова, руководитель группы разработчиков КИМ ГИА 9 Основные приёмы сжатия (компрессии) текста: 1. исключение второстепенной информации, повторов, подробностей, деталей; 2. упрощение синтаксических структур: синонимическая замена, сокращение частей, слияние; 3. обобщение единичных явлений и фактов: свертывание информации на основе ее обобщения – перевода частного в общее.

1. Исключение второстепенной информации 1. Исключение отдельных слов, словосочетаний, фрагментов предложений, вводных и уточняющих конструкций. 2. Исключение одного или нескольких предложений. 3. Исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов. 4. Удаление из текста поясняющих конструкций, например ряда однородных членов при обобщающем слове или ряда простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих, раскрывающих содержание первой части.

Упрощение синтаксических структур 1. Замена придаточного определительного синонимичным определением. 2. Замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом. 3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения. 4. Слияние двух предложений в одно.

Обобщение единичных явлений и фактов: 1. Обобщение содержания. 2. Замена ряда однородных членов обобщающим словом.

Спасибо за внимание! Н.А.Нефедова, зав. МЛ русского языка и литературы МИОО, Заслуженный учитель РФ