Согласно «Стратегии машинно-технологической модернизации сельского хозяйства России на период до 2020 года», разработанной в соответствии с Федеральным Законом «Развитие сельского хозяйства» от г. 264 и утвержденной Минсельхозом России по согласованию с Минпромторгом России, машинно-технологическая модернизация сельского хозяйства определена как важнейший фактор инновационного развития продовольственного комплекса России. Упомянутая Стратегия не содержит раздела о развитии транспортного обеспечения технологических процессов в АПК. В следствие этого имеет место технологическая отсталость применяемых машин и оборудования, что приводит к потерям до 15% собранного урожая, а производители транспортных средств дезориентированы и не могут приспособиться к требованиям рынка и насытить его новыми, современными видами автомобильной техники сельскохозяйственного назначения. Реализация «Стратегии машино-технологической модернизации сельского хозяйства России на период до 2020 года» путем простого насыщения села перечисленной в ней техники машин и оборудования само по себе сильного эффекта не даст. С максимальной эффективностью ее можно реализовать, приложив к ней государственную Программу комплексного технологического перевооружения АПК, на основе внедрения прорывных технологических решений. При этом речь идет не только о транспортных средствах как таковых, но и о транспортных средствах специализированных, вписываемых в технологические цепочки сельхозпроизводителей. Такой подход может привести к массовому обновлению применяемых технологий за счет использования новых транспортных и других технических средств с современными или перспективными техническими параметрами, что, со своей стороны, может помочь делу модернизации отрасли в целом. Точки отсчёта:
Тенденции развития: Согласно «Стратегии машинно-технологической модернизации сельского хозяйства России на период до 2020 года»: Парк автомобилей сельскохозяйственного назначения должен составить ~900 тыс. шт., из них: Самосвалы-35%, Бортовые-20%, Специализированные-45% Структура по грузоподъемности: до 2 т-16%, от 2,1 до 5 т-37%, от 5,1 до 8 т-32%, более 8т-15%. Начальные условия: Рост энерговооруженности АПК, Рост объемов грузоперевозок АПК, Изменение технологических цепочек, Износ парка автомобилей в АПК составляет ~ 70% Не обеспечиваются современные эксплуатационные показатели Низкие темпы обновления парка автотехники, отсутствие необходимой линейки, в т.ч.для всепогодных условий работы. Потребности: Ежегодно в сельском хозяйстве автотранспортными средствами необходимо перевозить до 5,8 млрд. тонн грузов; Эксплуатируемые сельскохозяйственные автомобили имеют старый агрегатный состав или не отвечают требованиям села (по проходимости, удельному давлению на грунт) и технологиям (грузоподъёмность и грузовместимость); Объем дефицита автомобильной техники (разница между нормативной оценкой парка и фактическим состоянием), оценивается в 450 тыс.шт., что годовые потребности сельскохозяйственного рынка до 2020г тыс.шт.в год. Тенденции и потребности.
ОАО «Автомобильный завод «УРАЛ» (Группа ГАЗ), в инициативном порядке, в содружестве с ФГОУ ВПО МГАУ и ГНУ ВИМ приступил к реализации проекта "Разработка автомобиля высокой проходимости (4х4) сельскохозяйственного назначения», Автомобиля максимально гармонизированного с технологиями производства приоритетных видов сельскохозяйственной продукции и обеспечивать доставку всевозможных грузов сельскохозяйственного производства, автомобиля, который не имеет аналогов среди техники выпускаемой в России. Приказом Президента УК Группа ГАЗ 42 от г тема «Создание грузового автомобиля сельскохозяйственного назначения 4х4,г/п 5-6т» включена в инвестпрограмму завода на 2010 год. Решением Первого Вице-президента Группы ГАЗ 8-РИК/10, от г. Утвержден объем инвестиций на 2010г. Открыто финансирование проекта. Точки отсчёта:
Место в системе технологий. Межотраслевой технологический адаптер «Транспортное обеспечение агротехнологий» 2008г (ГНУ ВИМ). Шифр РТБ-1…РТБ-6; Р-АТ-1…Р-АТ-4. Общие требования к автомобилю: 1. Автомобиль должен быть оснащен дизельным двигателем 4-5 экологического класса. 2. Автомобиль должен иметь принцип универсальности, т.е. иметь возможность размещения на своем шасси различных специальных надстроек: самосвальная платформа (с возможностью выгрузки на три стороны), безбортовая платформа для затаренных грузов, цистерны различного назначения, кузова для внесения удобрений и т.д. 3. Автомобиль должен обеспечивать требуемое давление ходовых систем на почву (минимальное давление в шинах 0,1-0,15 МПа) и должен быть оборудован системой регулирования давления в шинах. 4. Автомобиль должен иметь в своей комплектации весоизмерительное устройство. 5. Должен быть обеспечен оптимальный уровень автоматизации и компьютеризации (система ГЛОНАСС). 6. Развитие конструкции автомобиля должно проходить в направлении повышения надежности, топливной экономичности, эксплуатационной технологичности, безопасности, комфортности работы водителя и пассажиров, а также эстетических качеств. 7.Должны быть обеспечены требования агротехнологической вписываемости, согласно технологиям возделывания сельскохозяйственных культур. Основной набор требований к автомобилю сельскохозяйственного назначения грузоподъемностью 5-6 т
Этапы проекта: 2010 год I- Исследовательские работы по созданию грузового автомобиля для сельского хозяйства с колесной формулой 4х4 грузоподъемностью 5-6 т с разработкой конструкторской документации и изготовлением ходового макетного образца базового автомобиля. Финансирование I этапа работ предусмотрено в инвестиционной программе ДГА на 2010 год, утвержденной приказом Президента УК Группа ГАЗ 42 от г. 2011год II- создание семейства специальных автомобилей на основе базового III- подготовка производства, выпуск первой промышленной партии 2012 год Завершение работ по созданию мощностей на выпуск 5 тыс. автомобилей в год. Промышленное производство автомобилей. Партнёры проекта: профильные департаменты Министерства сельского хозяйства РФ, ФГОУ ВПО МГАУ, ГНУ ВИМ, ОАО «Росагролизинг», Россельхозакадемия и др.
Маркетинговая идея продукта «Сельскохозяйственный автомобиль (4х4)»: Соответствие системным технологиям в сельском хозяйстве, Доступность (инструменты продаж, гос.поддержка при приобретении): схема 20 / 80 (10 / 90)% с передачей в собственность после уплаты 20 (10) %. Удобство и простота сервисного обслуживания. Повышенный ресурс Низкая стоимость владения Средний ценовой сегмент Технические данные (базовый автомобиль) : Грузоподъемность (автопоезда) 6т. (10-12т.), Объем платформы 8 куб.м.и 15м3 с надставными бортами для легковесных грузов Колесная формула 4х4, Разгрузка: 3х сторонняя самосвала, 2х сторонняя прицепа, Макс скорость по шоссе 90 км/ч, Ресурс 350 тыс.км Современная агрегатная база Планируемый объем продаж: Согласно письма Депнаучполитики Минсельхоза РФ /657 от г ежегодная потребность АПК в данных автомобилях составит до 5000 штук. Объем финансирования: Общий прогнозный объем необходимых инвестиций на период 2010– 2013г.г. составляет ориентировочно млн.руб., из них на 2010г. финансируется Автозаводом «УРАЛ» на этапе «Исследовательские работы по созданию грузового автомобиля для сельского хозяйства с колесной формулой 4х4 грузоподъемностью 5-6т с разработкой конструкторской документации и изготовлением ходового макетного образца базового автомобиля» млн.руб.
Актуальность проблемы. Сегодняшнее негативное состояние сельского автопарка сдерживает технологическую модернизацию отрасли. Необходимо техническое переоснащение сельского хозяйства автомобилями нового поколения. Отсутствует современный отечественный автомобиль сельскохозяйственного назначения. Необходимость создания нового поколения автомобилей сельскохозяйственного назначения подтверждена Минсельхозом РФ, потребителями сельскохозяйственного техники, а также отраслевыми академическими институтами. Производственно-технический уровень ОАО «АЗ «УРАЛ» позволяет реализовать работы по разработке, производству и обеспечить сервисное обслуживание перспективных автомобилей высокой проходимости для сельского хозяйства. Стратегическая цель: Создание конкурентоспособной автомобильной техники для АПК, отвечающей новым технологиям на основе использования современных достижений науки и техники, обеспечивающей: высокий уровень эргономических условий работы водителя; высокий коэффициент технической готовности; минимизацию стоимости цены владения агрегатируемость со специальной с\х техникой и навесным оборудованием. Задачи: Достижение поставленной цели осуществляется за счет: использования новых материалов, конструкторских и технологических решений; разработки современной компонентной базы: мосты, двигатели, системы диагно-стики, кабины, электроника и т. д.; повышение ресурса основных агрегатов и автомобиля в целом; снижение объема и стоимости технического обслуживания; выполнения требований, предъявляемых агропроизводителями к автомобилям сельскохозяйственного назначения.
1.Минсельхозу РФ, Минпромторгу РФ, Российской сельскохозяйственной академии разработать и включить в «Стратегию машинно-технологической модернизации сельского хозяйства России на период 2020 года» раздел – «О транспортном обеспечении технологических процессов в АПК». 2.ФГОУ ВПО МГАУ, ГНУ ВИМ разработать, а Минсельхозу РФ утвердить технологический адаптер «Транспортное обеспечение агротехнологий». 3.Рекомендовать Минсельхозу РФ, Россельхозакадемии, Минпромторгу РФ, Минтрансу РФ внести изменения в Федеральный регистр технологий производства продукции растениеводства (система технологий и машин) с учетом разработанного и утвержденного технологического адаптера «Транспортное обеспечение агротехнологий». 4.Рекомендовать Минсельхозу РФ открыть финансирование с целью реализации п.1,2,3 настоящих предложений. 5.Минпромторгу РФ организовать работы по созданию и освоению производства семейства специализированных автомобилей высокой проходимости грузоподъемностью 5…6 т для решения транспортных и технологических задач производства сельскохозяйственной продукции в виде конкурсного ВИП-проекта на годы, предусмотрев в плане работы Министерства финансирование на эти цели. Предложения от ОАО «АЗ «УРАЛ»:
6. Рекомендовать Минпромторгу РФ завершить рассмотрение и принять все необходимые решения по организации отечественного производства сельскохозяйственных машин и животноводческого оборудования согласно письма ( АП – 13/ 4122 от г.) статс-секретаря, зам. министра сельского хозяйства РФ А.В. Петрикова, в адрес зам. министра промышленности и торговли РФ А.В. Дементьева. 7. Предложить правительственной комиссии по вопросам развития АПК ( вице- премьер Зубков Виктор Алексеевич) инициировать разработку Программы комплексного технологического перевооружения АПК РФ до 2020 г., включая и комплекс мер государственной поддержки по ее реализации, имея главной целью: ликвидацию технологической отсталости сельскохозяйственного производства в т.ч. в части применяемых машин и оборудования, включая транспортное обеспечение технологических процессов в АПК; обеспечение разработки и внедрения современных технологий и машин производства сельскохозяйственной продукции, включая транспортное обеспечение, для всепогодного земледелия; обеспечение конкурентоспособности сельскохозяйственного производства и продукции на внутреннем и мировом рынках. 8. Рекомендовать Минпромторгу РФ, Минсельхозу РФ подготовить и внести на утверждение Правительства РФ программу планомерной, мотивированной утилизации устаревших машин и оборудования сельскохозяйственного назначения, включая и транспортные средства.