С начала 18 в. Центром классической архитектуры стал Петербург- новая столица Российского государства. Весь город в плавных разворотах, И лишь подчеркивает даль В проспектах, арках и воротах Классическая вертикаль. И все дворцы, ограды, зданья, И эти львы, и этот конь Видны, как бы для любованья Поставленные на ладонь. И плавно прилегают воды К седым гранитам городским- Большие замыслы природы К великим замыслам людским... Д. Самойлов
Архитектурный облик Петербурга складывался благодаря творениям замечательных мастеров: Ж. Б. Леблона(застройка Васильевского острова), Д. Трезини( ансамбль Петропавловской крепости), А. Ринальди( Мраморный дворец), Д. Кваренги (Эрмитажный театр, здание Академии наук, Смольный институт благородных девиц )
К выдающимся творениям классицизма относятся сооружения начала 19 века: здание Адмиралтейства А. Д. Захаров, первая российская биржа Тома де Томона, Казанский собор и здание Горного института А. Н. Воронихина, здания министерств и арки Главного штаба на Дворцовой площади К. И. Росси, Исаакиевский собор О. Монферрана.
Здание Двенадцати коллегий создано известным зодчим Доменико Трезени. Двенадцать трехэтажных строений, объединенных в один архитектурный ансамбль, подчеркивают идею единства и согласованности действий важнейших административных служб Российского государства. Петр I, по инициативе которого возводился этот ансамбль, требовал, чтобы 12 его корпусов «снаружи все были равные долготою и высотою».
Одной из главных достопримечательностей, визитной карточкой Петербурга стало здание АДМИНИРАЛТЕЙСТВА, к которому вели три главные магистрали города. Оно было создано по указанию Петра I русским архитектором И. Коробовым. Мечта Петра о том, что «все флаги в гости будут к нам»
К началу 19 века здание Адмиралтейства обветшало, требовалась его капитальная реконструкция. В1805 г. Андреян Дмитриевич Захаров был назначен главным архитектором Адмиралтейства. Свои задачи он видел в бережном сохранении первоначальной структуры здания, в разработке и уточнении плана архитектурного комплекса, приведение его в стройную систему, в едином внешнем оформлении. Захаров сохранил два П- образных корпуса, между которыми некогда проходил канал от Невы.
Казанский собор Казанский собор- одно из самых грандиозных по замыслу и великолепных по исполнению сооружений Андрея Никифоровича Воронихина. Это замечательное здание,ставшее делом всей жизни архитектора, до сих пор является украшением Петербурга.
В конце первой трети 19 в.система архитектурных воззрений классицизма начинает быстро меняться. Художественные идеалы,казавшиеся еще совсем недавно незыблемыми,подвергаются сомнениям и вызывают скептическое отношение. В статье « Об архитектуре нынешнего времени» Н. Горький писал: « Всем строениям городским стали давать совершенно плоскую, простую форму. Домы старались делать как можно более похожими один на другого; но они более были похожи на сараи или казармы, нежели на веселые жилища людей...»