Образовательная система «Школа 2100» Качественное образование для всех
Предпосылки Обновления Системы Общего Образования Изменилось общество Изменилось Детство Изменился ребёнок
Условия, которые необходимо учитывать при создании новой системы школьного образования Перегрузка школьников, сохранение их здоровья и обеспечение качества образования Предоставление детям равных возможностей для получения полноценного образования Необходимость апробации новой структуры общего образования, развития различных видов образовательных учреждений и вариативных программ, а также подготовки соответствующих учебников
Заключение Российской Академии образования Авторскому коллективу «Школа 2100» удалось создать современную личностно ориентированную образовательную систему для массовой школы, которая полностью соответствует государственной политике и направлениям модернизации российского образования и эффективно реализует идеи развивающего образования, непрерывно и преемственно от дошкольной подготовки до окончания общеобразовательной школы
Система «Школа 2100» имеет Сформулированную цель образования Теоретическую концепцию Во всех учебниках и учебных пособиях единые технологии Полный набор учебников и учебных пособий, обеспечивающих реализацию непрерывного и преемственного образования на всех ступенях Сеть образовательных учреждений Налаженную систему подготовки и переподготовки кадров в регионах России Возможность обеспечить регулярное общение всех заинтересованных сторон с помощью конференций и прессы
Характерные черты Образовательной системы «Школа 2100» ОС «Школа 2100» проверена временем Решена проблема преемственности и непрерывности «Школа 2100» - самая массовая из развивающих систем образования ОС «Школа 2100» - «народная» система «Школа 2100» формулирует актуальную цель образования и имеет свою концепцию «Школа 2100» решает важнейшие проблемы российского образования «Школа 2100» - это развивающее образования для массовой школы Авторский коллектив ОС «Школа 2100» - внёс большой вклад в развитие современной педагогики и психологии Отличается от традиционной школы своими технологиями Целостный комплект учебников и учебных пособий УМЦ «Школа 2100» обеспечивает повышение квалификации учителей «Школа 2100» и объединение единомышленников
Цель образовательной системы «Школа 2100» Функционально грамотная личность
Функционально грамотная личность Человек самостоятельный Человек познающий Человек, умеющий жить среди людей
Как объяснить цель Образовательной системы «Школа 2100» родителям? Функционально грамотная личность – это человек, умеющий действовать – решать самые разные возникающие в жизни задачи, оставаясь при этом человеком. Личностные качества Общеучебные умения и навыки (компетенции) Организовывать свою деятельность (Организационные) Результативно мыслить и работать с информацией (Интеллектуальные) Самостоятельно делать свой выбор в мире ценностей и отвечать за него (Оценочные) Общаться, взаимодействовать с людьми (Коммуникативные) Предметные умения, из которых складываются линии развития Учебные задания, соответствующие предметным умениям
Организационные умения Определять и формулировать ЦЕЛЬ деятельности Составить ПЛАН действий по решению проблемы Осуществлять ДЕЙСТВИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА РЕЗУЛЬТАТ своей деятельности соотнести с целью и оценить его
Интеллектуальные умения ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания Уметь делать ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОТБОР источников информации для поиска нового знания ДОБЫВАТЬ новые знания из различных источников различными способами Уметь ПЕРЕРАБАТЫВАТЬ полученную информацию для получения необходимого результата Уметь ПРЕОБРАЗОВЫВАТЬ информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму
Оценочные умения ОЦЕНИВАТЬ жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей ОБЪЯСНЯТЬ свою точку зрения, свои позиции САМООПРЕДЕЛЯТЬСЯ в системе ценностей ДЕЙСТВОВАТЬ и ПОСТУПАТЬ в соответствии с этой системой ценностей и ОТВЕЧАТЬ за свои поступки и действия
Коммуникативные умения ДОНЕСТИ свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи ПОНЯТЬ другие позиции (интересы, взгляды) ДОГОВАРИВАТЬСЯ с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того, чтобы сделать что-то СООБЩА
Психолого-педагогические принципы образовательной системы «Школа 2100» Личностно ориентированные принципы Культурно ориентированные принципы Деятельностно ориентированные принципы
Личностно ориентированные принципы Принцип адаптивности Принцип развития Принцип психологической комфортности
Культурно ориентированные принципы Принцип образа мира Принцип целостности содержания образования Принцип систематичности Принцип смыслового отношения к миру Принцип ориентировочной функции знаний Принцип овладения культурой
Деятельностно ориентированные принципы Принцип обучения деятельности Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации Принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика Принцип опоры на предшествующее развитие Креативный принцип
Линии развития дошкольника Формирование произвольного поведения Овладение средствами и эталонами познавательной деятельности Переход от эгоцентризма к децентрации Мотивационная готовность
Линии развития младшего школьника Формирование учебно-познавательной деятельности ребёнка Личностнообразующая линия Овладение учебным материалом Формирование умений свободного перехода от учебной к неучебной деятельности Опора на материал в поэтапном развитии ребёнка Социальная и социально-психологическая ориентация в человеческой действительности Поддержка, закрепление и развитие усвоенных в дошкольный период культурных и социальных ценностей
Принципы воспитания в образовательной системе «Школа 2100» Воспитание – управляемая система процессов взаимодействия общества и личности, обеспечивающая, с одной стороны, саморазвитие и самореализацию этой личности, а с другой – соответствие этого саморазвития ценностям и интересам общества Принцип социальной активности Принцип социального творчества Принцип взаимодействия личности и коллектива Принцип развивающего воспитания Принцип мотивированности Принцип проблемности Принцип индивидуализации Принцип целостности воспитательного процесса с опорой на традиции Принцип единства образовательной среды Принцип опоры на ведущую деятельность
Образовательные технологии, предлагаемые к использованию в образовательной системе «Школа 2100» Технология проблемно-диалогического обучения Технология формирования типа правильной читательской деятельности Проектная технология Технология оценивания учебных достижений
Новая цель – через чтение научить людей общаться друг с другом, постоянно приобщаясь к культурному наследию человечества. Первыми осуществили обновление содержание литературного образования, которое теперь отражено в государственных стандартах (читать то, что интересно в данном возрасте!) Новая технология формирования типа правильной читательской деятельности, которая учит общаться с автором через текст, вычитывать его смыслы и определять свое отношение к прочитанному.. Руководители авторского коллектива: член-корреспондент АПСН БУНЕЕВ Рустэм Николаевич, доцент БУНЕЕВА Екатерина Валерьевна. Классы:
Руководители авторского коллектива: член-корреспондент АПСН БУНЕЕВ Рустэм Николаевич,доцент БУНЕЕВА Екатерина Валерьевна. Русский язык и литература интегрированы, созданы одним авторским коллективом. Основная цель – помимо развития орфографических навыков и расширения словарного запаса – обучение правильному использованию родного языка для продуктивного общения. Классы:
Авторский коллектив учебников «Моя Математика»: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П., Рубин А.Г. и др. Органично соединены два направления: тренировка вычислительных навыков и обеспечение развития математического мышления. Одна из главных целей – научить использовать математику для решения жизненно-практических задач, которые возникают у ученика прямо сейчас. Новое в содержании: 1) Обучение решению нестандартных задач (прямо в учебнике); 2) Элементы стохастики (комбинаторика, вероятность, статистика) Классы:
Руководитель авторского коллектива -доцент ВАХРУШЕВ Александр Александрович Впервые реализована новая цель – научить объяснять весь мир, через создание его целостной картины, систематизируя как непосредственный так и «телевизионный» опыт ребенка Научить отвечать не только на вопрос «Как устроен мир?», но и – «Почему он так устроен?» Научить этике общения с окружающим миром (экологическое мышление) Классы: Классы: 5. Классы:
Руководитель авторского коллектива - ГОРЯЧЕВ Александр Владимирович Классы:
Доцент КУРЕВИНА Ольга Александровна Доцент ЛУТЦЕВА Елена Андреевна Классы:
Результаты обучения по учебникам «Школа 2100» Исследование специалистов Психологического института РАО И.М.Улановской и Е.Г.Юдиной Классы, где реализуются идеи «Школы 2100»: «Развивающая среда» «Развивающая среда»: 1. Развитие теоретического мышления и превышение своих базовых интеллектуальных возможностей 2. Благоприятные отношения внутри класса, высокая мотивированность 3. Ученики ощущают себя более успешными (каждый в своем), нормальный уровень тревожности Традиционные классы: «Тренинговая» модель (подтягивание слабых без развития сильных) или «занижающая» модель (ориентация на низкий уровень) Завышенная тревожность, заниженная самооценка Невысокая мотивированность, сложные отношения внутри класса.
Если заинтересовались, то как с нами связаться? УМЦ «Школа 2100» (курсы, консультации, выезды в регионы) – Тел. 8 – 495 – Сайт: Издательство «БАЛАСC» (заказы, статьи в журнал «Начальная школа + до и после») Тел. 8 – 495 – Эл.почта