Интегрированный спецкурс по предметам литература и музыка «Произведения А.С. Пушкина в музыке» «Произведения А.С. Пушкина в музыке»
«Пушкин – неиссякаемый родник для русской музыки» А.Н.Серов А.Н.Серов
Программа курса рассчитана на 68 часов (2 года обучения – 9, 10 класс). Интегрированный спецкурс по предметам литература и музыка «Произведения А.С.Пушкина в музыке» «Произведения А.С.Пушкина в музыке»
Цель курса: систематизировать знания учащихся о творчестве поэта, привить любовь к русской музыке и поэзии.Интегрированный спецкурс по предметам литература и музыка «Произведения А.С.Пушкина в музыке» «Произведения А.С.Пушкина в музыке»
Задачи курса:
1) изучить жанры творчества поэта, нашедшие отражение в музыке:
Раздел I. Сказки А.С.Пушкина в музыке русских композиторов.
б) познакомить учащихся с музыкальным воплощением наиболее известных крупных произведений поэта (поэм, повестей) в оперном и балетном жанре и с музыкой к кинофильмам по пушкинским сюжетам. М.И. Глинка Опера
Н.А. Римский- Корсаков опера
Опера «Сказка о царе Салтане»
В.И. Дубинин ОПЕРА
Раздел II. Любовная и пейзажная лирика А.С.Пушкина в вокальных произведениях малой формы (романс) русских композиторов XIX- ХХ веков.
Раздел III. Гражданская лирика поэта в вокальных произведениях малой формы (романс, хоровая миниатюра).
Раздел IV. Поэмы А.С.Пушкина в крупных музыкальных жанрах (опере и балете).
Опера П.И. Чайковский
Опера М.П. Мусоргского
Опера С.В.Рахманинова «Алеко»
Раздел V. Роль поэзии А.С.Пушкина в формировании отечественного кинематографа. Музыка к кинофильмам на пушкинские сюжеты.
Раздел VI. Роль творчества поэта в музыкальной жизни Брянщины. Музыка в жизни А.С. Пушкина.
2) обобщить знания учащихся по следующим темам – - малые (романсы, хоры) и крупные вокальные жанры (опера, хоровой концерт); - инструментальные жанры (балет, увертюра, сюита); - певческие голоса и исполнители; - музыка к кинофильмам и спектаклям; - музыка брянских композиторов; - музыка в жизни А.С.Пушкина.
Курс разработан в соответствии с планами лицейского образования, с учетом целей и задач школьного музыкального воспитания и особенностей музыкальной культуры Брянщины.
Курс опирается на накопленные знания учащихся по литературе (произведения А.С.Пушкина), учитывает возрастные особенности учащихся, предполагает самостоятельные творческие исследовательские работы по углубленному изучению отдельных тем.
П.И. Чайковский М.И. Глинка Н.А. Римский- Корсаков
Материал в курсе структурирован в соответствии с последовательностью изучения произведений А.С.Пушкина в школьной программе, по принципу «от простого к сложному». В ходе учебного процесса последовательность ознакомления с материалом может быть изменена в рамках четверти.
«Сквозная» тема курса: изучение программного музыкального творчества русских композиторов, вдохновленных гениальной поэзией А.С. Пушкина.
Темы первого и второго года обучения: «Произведения А.С. Пушкина в музыке»