Футуризм как литературное направление. Русские футуристы.
Футуризм (лат.futurum – будущее) М.Горький: М.Горький: «Как бы смешны и крикливы ни были наши футуристы, но им нужно широко раскрывать двери, ибо это молодые голоса, зовущие к молодой новой жизни». В.Брюсов: В.Брюсов: «Я должен признать значительность работы, исполненной футуристами» Бунин И.А.: Бунин И.А.: «Чего только не проделывали мы за последние годы с нашей литературой? И дошли до самого плоского хулиганства, называемого нелепым словом «футуризм».
Истоки футуризма. Ф.Т.Маринетти «Моя поэзия интернациональна, она понятна и европейцу, и зулусу» «Моя поэзия интернациональна, она понятна и европейцу, и зулусу» Ф.Т.Маринетти Ф.Т.Маринетти 1909 год «Первый манифест футуризма»: «Первый манифест футуризма»: «Слова на свободу!» «Слова на свободу!» Новое искусство призвано спасти мир. Новое искусство призвано спасти мир. Время требует быстрого слова. «Скажите мне поскорей!» Время требует быстрого слова. «Скажите мне поскорей!»
Кубизм в живописи В.Кандинский
П. Пикассо «Плачущая женщина» 1907 «Три музыканта»
Петербургские эгофутуристы И.Северянин, И. Игнатьев, В.Гнедов Преклонение перед техническим прогрессом, урбанизацией. Преклонение перед техническим прогрессом, урбанизацией. Робкое словотворчество Робкое словотворчество Подражание раннему декаденству (салонный эротизм, утончённость, утверждение крайнего эгоцентризма) Подражание раннему декаденству (салонный эротизм, утончённость, утверждение крайнего эгоцентризма)
В. Шершеневич Московские эгофутуристы «Мезонин поэзии» К. Большаков Б Лавренев
Б. Пастернак Н.Асеев «Центрифуга» С. Бобров, И. Аксенов
«Гилея» Д.Бурлюк, Н.Бурлюк, В.Хлебников, В.Маяковский, В.Каменский, А.Кручёных
Футуризм есть образ жизни (скандал) 1910 год - Сборник «Садок судей» 1910 год - Сборник «Садок судей» 1912 год – манифест «Пощёчина общественному вкусу» 1912 год – манифест «Пощёчина общественному вкусу» 1913 год – манифест «Слово как таковое» 1913 год – манифест «Слово как таковое»
Установка на обновление поэтического языка (принцип «сдвинутой конструкции»). На уровне лексики: депоэтизация языка, депоэтизация языка, использование вульгаризмов, неологизмов, использование вульгаризмов, неологизмов, различных терминов. различных терминов.
На уровне семантики (значения) (значения) - Слово дробили, пересоздавали (разбивали и складывали заново), - создавали новые морфологические и фонетические комбинации (звук становится самостоятельной значимой единицей). (звук становится самостоятельной значимой единицей). - реализация метафоры.
На уровне синтаксиса: Нарушение законов лексической сочетаемости. Нарушение законов лексической сочетаемости. Отказ от знаков препинания. Отказ от знаков препинания. «Телеграфный» синтаксис. «Телеграфный» синтаксис. Различные формы визуального воздействия текста. Различные формы визуального воздействия текста. Я – КТО – Я – Я – вроде утро ветра Во втуманах долине Будь берёзкой Я обниму – покачаю. Я – КТО – Я – Я – вроде небо жаворонка Над вершине поляне Слушай чутко Я звеню солнце лучами. Я – КТО – Я – Я – вроде ярко платка На с ягодами девушке Пой со мной Я ПЕСНЕПЬЯНСТВУЮ. В.Каменский В.Каменский
На уровне стихотворчества: Новые ритмы. Новые ритмы. Причудливые рифмы. Причудливые рифмы. Использование элементов народной поэзии, рекламы и т.п. Использование элементов народной поэзии, рекламы и т.п.
Теория «заумного языка» Велимира Хлебникова «Мысль и речь не успевают за чувствами, за переживанием вдохновенного, поэтому художник волен выражаться языком, не имеющем определённого значения, заумным. Заумная речь рождает заумный пра-образ. Заумь даёт свободу творческой фантазии, не оскорбляя её ничем конкретным». «Мысль и речь не успевают за чувствами, за переживанием вдохновенного, поэтому художник волен выражаться языком, не имеющем определённого значения, заумным. Заумная речь рождает заумный пра-образ. Заумь даёт свободу творческой фантазии, не оскорбляя её ничем конкретным». «Языкознание даёт право населить «Языкознание даёт право населить новой жизнью, вымершими или не существующими словами оскудевшие волны языка» новой жизнью, вымершими или не существующими словами оскудевшие волны языка» (двор – дворяне, твор – дворяне (творцы жизни))