Урок русского языка в 6 классе по теме: «Глагол» Учитель: Склокина Оксана Юрьевна
Цели урока Образовательные: повторить и обобщить изученный материал по теме «Глагол» Развивающие: продолжить развитие у детей орфографических и речевых навыков, умения определять морфологические признаки глагола и его роль в тексте Воспитательные: воспитывать у шестиклассников любовь к родному языку
Глагол - самая огнепышущая часть речи, самая живая и яркая. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие! Алексей Кузьмич Югов Алексей Кузьмич Югов
Разминка Задание. Разделить слова с учётом их правописания на две группы: Раскаиваешься, багаж, молодёжь, сберечь, дач, стеречь, упряжь, пастбищ, ориентируешься
Глагол
ЕПИФАН Епифан был старший брат. Сам себе он был не рад. Все б у парня получалось, Если б что-то не случалось. Я бы сделал, я бы смог, Если б кто-нибудь помог !..
ТИМОНЯ Брат Тимоня средним был. Только командовать любил. Только слышно от него: То возьми! Подай того!
ИВАН Меньший брат Иваном звался. Тот во все дела совался. Он зимою дров наколет, А весной засеет поле. Слов на ветер не бросаю, Что надумал, выполняю!
Жили братья, не тужили. Да напал на то царство – государство враг, Змей девятиглавый. Обратился царь к сыновьям, чтоб шли они со Змеем биться, чтоб защитили от этого ворога свою землю.
ЕПИФАН Я пошел бы воевать, Если б не любил поспать, Я сразился б со злодеем, Самозванцем, лиходеем, Я бы змея победил, Если б тятька разбудил!...
ТИМОНЯ Эй, Ванюшка, эй, дурак, Снаряжайся! В царстве враг! Есть и спать не любишь вволю– Так ступай во чисто поле, Заруби дракона злого Аль доставь сюда живого!
ИВАН Вижу: час настал мой, братцы, В путь –дорогу собираться. Я за землю, за свою, Постою в любом бою! Меч возьму себе в подмогу.
ТИМОНЯ - Ну, иди, Ванюша с Богом!..
ЕПИФАН ТИМОНЯ ИВАН
Выписать глаголы, которые будут употреблять братья в своей речи. ЕПИФАН ТИМОНЯ ИВАН
С людьми советуйся, а ума не теряй. 1. С людьми советуйся, а ума не теряй. 2. Наградила бы я тебя по-царски, да не послушался ты моего совета. 3. Не спеши языком, торопись делом. 4. Делом к Отчизне любовь докажи, лучше учись, больше трудись. 5. Я бы в летчики пошел, пусть меня научат. 6. Берегите силы, улучшайте жизнь, всегда учитесь и никогда не падайте духом. 7. Я бы уступил свое место, да не бывать Марту прежде Февраля.
Царь-отец рассержен очень. Братьев он зовет пред очи: -Брат Иван пошел сражаться,- Вам без дела грех слоняться! Вот решите-ка задачу! Будет худо вам иначе!
Задание. Помогите Епифану найти третье лишнее: Возвратиться выскочить пить бежать копать пилить рассеяться поливать таять
И опять поближе к ночи Братьев царь зовет пред очи: - Не хотите наказанья? Вот – ка вам еще заданье!
Задание. Помогите Тимоне вставить нужную гласную. Держ…тся, жал…т, руб…т, стро…т, кле…т, леч…т, ве…т, се…т, стро…мся, пиш…м, помо…шь,вытр…шь, рису…м
А Иван-то где, ребята? Ох, Ивану трудновато!.. Камень на его дороге. Обойдется ль без подмоги? Осилишь задачу- найдешь удачу!
Задание. Помогите Ивану в данных пословицах вставить пропущенные буквы, графически выделяя орфограммы. Бе… смелости (не)возьм…ш... и крепости. Бе… смелости (не)возьм…ш... и крепости. Днём раньше посе…ш…– неделей раньше пожн…ш…. Днём раньше посе…ш…– неделей раньше пожн…ш…. По твоим делам о тебе суд…т. По твоим делам о тебе суд…т. Глубже вспаш…ш…– больше хлеба возьм…ш…. Глубже вспаш…ш…– больше хлеба возьм…ш…. В.лков разбуд…ш…– и сам (не) усн…ш…. В.лков разбуд…ш…– и сам (не) усн…ш….
Итоги урока Синквейн (от франц. пятистишие ) В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным). Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные) Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы) Четвертая строка – фраза, предложение из четырех слов, выражающая отношение к теме Пятая строка – одно слово, синоним темы.
Рефлексия Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно…
Домашнее задание Сочинить сказку о глаголе по данному началу: «Жил-был Глагол…»