К ГИА шаг за шагом! (6 класс) Повторим изученное по орфографии и пунктуации, морфологии и морфемике
Цель урока повторение и обобщение правил по орфографии, пунктуации и морфемике, изученных в курсе 5-6 классов; повторение сведений по теме «Имя числительное», подготовка к ГИА; комплексная работа с текстом.
Работа с текстом (1)Истории фамилий и их значения тесно связаны с различными сословиями. (2) Первые фамилии появились в XIV-XV веках и были связаны с названиями земель, которыми владели князья, бояре, а позже купцы и дворяне. (3)Это такие фамилии, как Тверской, Суздальский. (4)Простой же русский народ обходился без фамилий, довольствуясь именами, отчествами, прозвищами. (5)Так было до отмены крепостного права в 1861 году. (6)Только после этого созрела необходимость давать фамилии. (7)Тогда в большинстве случаев именно отчества и прозвища стали исходными данными для происхождения фамилий Иванов, Силантьев, Болтунов, Заигралов. (8)Другие фамилии образовались от места жительства ее первой носителя, от названий животных и птиц. Это такие фамилии, как Медведев, Соболев, Москвин, Тамбовцев. (9)Часть фамилий указывает на род занятий: Кузнецов, Плотников, Сапожников. (10)Первые достоверные данные о наличии фамилий появились после переписи населения в 1897 году. (11) Тогда переписчики часто вынуждены были сами придумывать фамилии для крестьян.
А 1. Укажите, в каком значении употребляется слово достоверные (предложение 10 ) положительные первостепенные начальные не вызывающие сомнений
А 1. Укажите, в каком значении употребляется слово достоверные (предложение 10 ) положительные первостепенные начальные не вызывающие сомнений
А 2. Замените слово созрела из предложения 6 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
возникла, наступила, приблизилась
А 3. Из предложения 5 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.
А 3. Из предложения 5 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне крепостного
А 4. Из предложения 7 выпишите слово (-а), в котором (-ых) правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук»
исходными, происхождения
А 5. Какой частью речи является слово первые (предложение 2): 1. именем прилагательным 2. именем существительным 3. именем числительным 4. местоимением
А 6. В предложении 4 найдите деепричастие и запишите его
довольствуясь
А 7. Из предложения 6 выпишите слово, образованное приставочным способом
созрела
А 8. В предложениях 1-5 найдите составное числительное, запишите его словами
(в) тысяча восемьсот шестьдесят первом (году)
А 9. Среди предложений 1-4 найдите сложноподчиненное предложение, укажите его номер
2
А 10. Укажите количество грамматических основ в предложении 8
1
А 11. Среди предложений 4-6 найдите предложение с однородными членами, запишите его номер
4
А 12. В данном ниже предложении расставлены все знаки препинания. Выпишите только те цифры, которые обозначают запятые при однородных членах предложения Первые фамилии появились в XIV-XV веках и были связаны с названиями земель,(1)которыми владели князья, (2) бояре, (3) а позже купцы и дворяне.
А 12. В данном ниже предложении расставлены все знаки препинания. Выпишите только те цифры, которые обозначают запятые при однородных членах предложения Первые фамилии появились в XIV-XV веках и были связаны с названиями земель,(1)которыми владели князья, (2) бояре, (3) а позже купцы и дворяне.
Индивидуальные задания: 1)просклонять числительное (в) 1897 ( году) (предложение 10); 2) выполнить морфологический разбор числительных (в) XIV-XV (веках) ( предложение 2)
И. тысяча восемьсот девяносто седьмой (год) Р. тысяча восемьсот девяносто седьмого (года) Д. тысяча восемьсот девяносто седьмому(году) В. как И. или Р. Т. тысяча восемьсот девяносто седьмым (годом) П. (в) тысяча восемьсот девяносто седьмом (году)
Морфологический разбор (В) XIV-XV (веках) - числительные; каждое из них отвечает на вопрос в каком?; н. ф.четырнадцатый-пятнадцатый (века); разряд – порядковые; по строению – сложные; употреблены во множественном числе, в предложном падеже; согласуются с существительным в веках; в предложении выполняют роль определений.
Исследовательская работа О происхождении наших имен и фамилий.ppt О происхождении наших имен и фамилий.ppt Исследовательская работа О происхождении наших имен и фамилий.ppt О происхождении наших имен и фамилий.ppt
Творческое задание Составить синквейн, связанный с ключевыми словами урока – «фамилия», «имя» Синквейн Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам: 1 строка – тема или предмет (одно существительное); 2 строка – описание предмета (два прилагательных); 3 строка – описание действия (три глагола); 4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету; 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово)
Рефлексия +–? В графу + записываете все факты, вызвавшие положительные эмоции. В графу – выписываете все, что у вас отсутствует или осталось непонятным. В графу интересно (?) выписываете все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что вам интересно. +–?
Домашнее задание написать сочинение–миниатюру о происхождении фамилий известных писателей: М. Пришвина, В. Астафьева, В. Распутина.
Спасибо за урок!