«Личностный рост каждого обучающегося как результат педагогического процесса»
Личностный рост учащихся как цель и результат педагогического процесса. Бородина О.Г. Технология личностно - ориентированного урока. Баландина Г.Р. Одаренные дети. Рафикова З.М. Школа личностного роста. Малькова Т.А.
Концепция школы личностного роста и основные направления ее реализации
Вы ничему не можете научить человека. Вы можете только помочь ему открыть это в себе. Г. Галилей
Востребованность школы личностного роста Сегодняшнее состояние окружающего школу социума характеризуется: значительным количеством неблагополучных семей, многие из которых мало занимаются вопросами воспитания и развития своих детей; низким уровнем информационной культуры взрослого населения, что связано с отсутствием навыков, необходимых для осуществления свободного доступа к глобальной информационной сети;
несформированностью системы учреждений, обеспечивающих формирование и поддержание современной функциональной грамотности населения. Результаты различных исследований, посвященных оценке уровня личностного развития детей, поступающих в школу, показывают, что в первый класс приходят ребята, существенно отличающиеся друг от друга по своему интелектуальному и физическому развитию. Таким образом, значительная неоднородность ученического контингента может определить выбор модели школы в пользу реализации школы личностного роста как оптимальной в существующих условиях.
С точки зрения государства к числу приоритетов совершенствования школьного образования относятся следующие направления: оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического и духовно-нравственного здоровья обучающихся; усиление роли социально-гуманитарного цикла дисциплин, способствующих формированию духовности и активной гражданской позиции личности, ее интеграции в мировую культуру; введение профильного обучения в старшей школе в целях обеспечения профессиональной ориентации и профессионального самоопределения обучающихся;
обеспечение условий для развития и становления личности каждого ребенка, проявления и реализации потенциальных возможностей каждого школьника; совершенствование системы оценивания учебных достижений учащихся на всех ступенях обучения и государственно-общественной системы оценки качества образования информатизация образовательной практики, формирование функциональной информационной грамотности выпускников, как основы информационной культуры личности.
Анализ перечисленных выше направлений показывает, что они являются актуальными и востребованными участниками образовательного процесса (учителями, учащимися, их родителями). Они видят свое образовательное учреждение как открытое информационное образовательное пространство, в котором созданы условия для личностного роста всех субъектов образовательного процесса.
Родители учащихся хотят, чтобы школа обеспечила: возможность получения ребенком качественного основного общего и среднего (полного) образования; качественную подготовку школьников к поступлению в учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования; начальную профессиональную подготовку учащихся третей ступени школы; интересный досуг детей; а также создавала условия для: удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей школьников; формирования информационной грамотности и овладения современными информационными технологиями; сохранения и укрепления здоровья детей.
Учащиеся хотят, чтобы в школе: было интересно учиться; имелись комфортные психолого- педагогические и материальные условия для успешной учебной деятельности, общения, самореализации; была возможность получить качественное среднее образование и начальную профессиональную подготовку; имелись условия для освоения современных информационных технологий.
Педагоги ожидают: создания в школе комфортных психолого-педагогических и материальных условий для осуществления профессиональной деятельности; улучшения материально-технического обеспечения образовательного процесса; создания условий для творческой самореализации в профессиональной деятельности.
Стратегические направления развития ШЛР модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса в школе; создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства; создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса; внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого- педагогического сопровождения учащихся.
Компетенции выпускника Предметно-информационные компетенции предполагают умения работы с учебной информацией, критическое ее восприятие, преобразовывание ее из виртуальной в вербальную и наоборот. Деятельностно-коммуникативные компетенции проявляются в способностях субъектов образовательного процесса к сотрудничеству, к творчеству для достижения конкретных задач, в умении управлять собой, анализировать и организовывать деятельность, принимать рациональные решения. Ценностно-ориентационные компетенции включают знания о нормах, ценностях, традициях культуры, систему отношений к миру, к себе, к обществу, основанную на потребностях, мотивах, эмоционально-ценностных ориентациях личности.
Показателем сформированности выделенных компетенций, являются следующие качества личности: духовность, гуманистическая направленность, толерантность; мобильность, самостоятельность в принятии решении, ответственность, способность к сознательному выбору; коммуникабельность, социальная активность, умения сотрудничать; креативность, созидательность и конструктивность мышления.