Культура Руси IX - XIII вв.
Цель: Показать учащимся некоторые образцы культуры Руси IX - XIII вв. Выявить особенности развития культуры Руси IX - XIII вв.
Культура IX-XIII вв. имела свои особенности и прошла несколько этапов развития. В качестве примера можно привести фрески церкви Спаса-Нередицы в Новгороде Мозаика не получила широкого распространения. Первые иконы попали на Русь из Византии: Богоматерь Владимирская, Богоматерь Оранта, Борис и Глеб, однако уже с XII в. появляются собственные иконы - "Ярославская Оранта" Имена русских иконописцев XI в.: Олимпий, Олесий, Георгий и др. Существовало около 100 видов ремесленных производств. Особенно высоко были развиты ювелирные ремесла (зернь, скань, чернение, эмали), утерянные в монгольский период.
Былины, весьма самобытное и неординарное явление культуры, дают свидетельства о культурном уровне народных масс, их образованности и грамотности. Широкое распространение грамотности и письменности в самых разных социальных группах древнерусского населения подтверждается и другими источниками (граффити, берестяные грамоты и др.). Все это позволяет пересмотреть те взгляды, которые получили широкое распространение в советский период - о том, что письменность появляется лишь в условиях классового общества, а грамотность, была уделом знати. Письменность у восточных славян появляется под воздействием внутренних факторов - процесса формирования городов-государств, волостей, во многом идентичных древневосточным номам и древнегреческим городам-государствам.
От Гостяты к Василю. Что мне дал отец и родичи дали в придачу, то за ним. А теперь, женясь на новой жене, мне он не дает ничего. Ударив по рукам (в знак новой помолвки), он меня прогнал, а другую взял в жены. Приезжай, сделай милость'
Основные направления развития культуры Развивается литература При Владимире Святославиче началось активное строительство каменных и деревянных храмов Развивается фресковая живопись Иконопись 100 видов ремесленных производств
Крещение Руси
Храм святой Софии в Киеве
Церковь Покрова на Нерли Архитектура Ростово- Суздальской земли. В качестве основного строительного материала использовала не плинфу, а белый камень-известняк. Главные черты архитектуры этой земли сложились во время правления Андрея Боголюбского. Тогда во Владимире был воздвигнут Успенский собор, ведущие в город Золотые ворота, княжеский замок в Боголюбове, а неподалеку - шедевр - церковь Покрова на Нерли.
Дмитриевский собор во Владимире XII в. Для владимиро-суздальской архитектуры характерно использование выступающих пилястров, барельефных изображений людей, животных и растений. Как отмечают искусствоведы, эти храмы и строгие и нарядные одновременно. В конце XII- начале XIII в. зодчество становится еще пышнее, декоративнее. Ярким памятником этого времени является Дмитриевский собор во Владимире, который был построен при Всеволоде Большое Гнездо. Собор украшен тонкой и затейливой резьбой.
Дмитриевский собор во Владимире XII в.
Клад из Михайловского златоверхого монастыря в Киеве Конец XII - начало XIII в. 1. Височные кольца трехбусинные; 2. Нательные кресты; 3. Колты и цепи из колодочек для из крепления; 4. Шейная гривна; 5. Перстни; 6. Деталь венчика - цепь из прямоугольных бляшек; 7. Деталь очелья. Серебро, золото, жемчуг, камень; волочение, витье ковка, тиснение, гравировка, чернь, скань, зернь, пайка. 8. Фрагменты одежды и нашивные бляшки. Шелк, золотная нить, серебро, медный сплав, жемчуг; ткачество, вышивка, тиснение, перегородчатая эмаль, золочение, пайка. Реконструкция парадного убора боярыни. Скань - ювелирная техника. Вытягивая золотую или серебряную проволочку толщиной в человеческий волос, мастер скручивал (скал) несколько драгоценных ниточек в изящный объемный узор.
Первая половина XII в. Киев. Золото; тиснение, пайка, перегородочная эмаль. Колты -украшение головных уборов знатных горожанок; цепь-рясна для крепления колтов Изготовлены из золота с применением тиснения и пайки. Изображения на них нанесены в сложнейшей технике перегородчатой эмали. Перегородчатая эмаль - ювелирная техника.. На золотую поверхность напаивали контуры рисунка тончайшей золотой проволочкой или пластинкой в форме желобка. В образовавшиеся ячейки засыпали стеклянный порошок - эмаль. При нагреве эмаль прочно соединялась с поверхностью изделия. Для получения того или иного цвета требовалась своя температура нагрева. Эмальерное дело было вершиной древнего прикладного искусства, овладение им свидетельствовало о высочайшем уровне мастерства.
XII - XIII вв. Клад из урочища Святое озеро с. Низовка Черниговской области Серебро, железо, стекло; тиснение, волочение, витье, ковка, золочение, чернь, скань, зернь, пайка. Височные кольца украшены зернью. Мастера изготовляли крошечные серебряные или золотые шарики и напаивали их на поверхность изделия. На небольшом предмете мастер мог разместить несколько тысяч шариков.
XII - XIII вв. Клад из урочища Святое озеро с. Низовка Черниговской области Серебро, железо, стекло; тиснение, волочение, витье, ковка, золочение, чернь, скань, зернь, пайка. Серебряные колты - две тонкие кованные из драгоценного металла пластины образовывали полую емкость, в которую помещали ароматические вещества. На цепочках- ряснах или лентах они подвешивались у висков к головному убору и, покачиваясь при движении, издавали аромат. Эти украшения воспринимались как обереги, на них часто помещали христианские или языческие символы, способные, по мнению древних людей, отогнать злых духов. Чернь - ювелирная техника. Чернение достигалось нанесением на специально подготовленную серебряную поверхность черневого порошка. Техника черни придавала вещам благородство и особую изысканность.
Керамика, цветная полива Церковь Иоанна Богослова г. Смоленска е гг.
Предметы церковного убранства из Вщижа - удельного города Черниговских князей. Тябло располагалось над Царскими вратами. На нем изображен "Деисус" - композиция, ставшая впоследствии смысловым центром русского иконостаса. Главное место в композиции отведено фигуре Иисуса Христа, справа и слева - обращенные к Спасителю в молитвенной позе фигуры Богоматери и Иоанна Крестителя. Этот памятник - один из древнейших образцов деревянной резьбы Русский Север. XIII в. Дерево; резьба
Иконки и образки 1."Иоанн Предтеча" 2."Дмитрий Солунский" 3."Гроб Господень" 4."Давид и Глеб", XI-XIII вв. Камень, серебро 5.Амулет-змеевик. Медный сплав; литье. Змеевик - двусторонняя подвеска-амулет, несущая на одной стороне христианское изображение, а на другой - изображение человеческой головы, окруженной змеями. 6. Дробница "Спаситель". Киев. XII-XIII вв. Золото, перегородчатая эмаль; укреплена на агатовом кресте. 7.Образки: "Богоматерь Одигитрия" 8."Богоматерь" 9."Никола Чудотворец". Владимиро- Суздальская Русь, Новгород. XII-XIII вв. Камень, медный сплав; резьба, литье. 10. Заготовки иконки: с разметкой изображений: слева - "Михаила"; справа - "Евана"; внизу - "Климянта и Макария". Новгород. Конец XI в. Дерево, резьба.
Новгород. Начало XII в. (до 1117 г.) Писец Алекса и Златописец Жаден. Заставка и инициал - "византийского стиля" Пергамент, чернила, темпера, золото; почерк - устав; переплет и оклад - доски, бархат, золоченое серебро, скань, перегородчатая эмаль, полудрагоценные камни, жемчуг. Рукопись является одним из древнейших списков Евангелия апракос, украшена четырьями миниатюрами с изображением евангелистов.апракос