Становление этикетных норм в России (15-17 век)
Функции этикета Каждый народ имеет свои национальные нормы этикета поведения и общения. Хотя функции этикета во всех странах одинаковы ликвидация конфликтности, упорядочение человеческих отношений, придание предсказуемости поведению людей
Памятник древнерусской литературы 16 века «Домострой» Его целью было до мелочей регламентировать поведение русского человека в сфере религиозной, государственной и семейной.
Благовещенский протопоп Сильвестр – духовник Ивана Грозного. Свое поучение автор начинает о том, как следует чтить царя, как организовать религиозный быт, далее переходит к семейным отношениям.
Отрывок из «Домостроя» Имей любовь нелицемерную ко всем, не осуждай никого, не делай другому того, чего сам не любишь, и больше всего храни чистоту телесную, да возненавидь хмельное питье; Господи ради отвергни от себя пьянство: от него рождаются все злые обычаи. Ты видел (обращается к сыну), как я был от всех почитаем, всеми любим; всякому старался я угодить: ни перед кем не гордился, никому не прекословил, никого не осуждал, не просмеивал, не укорял, ни с кем не бранился; приходила от кого обида – терпел и на себя вину полагал; от того враги делались друзьями. На дороге, в пиру, в торговле отнюдь сам брани не начинай, а кто выбранит, терпи бога ради. А ведаешь и сам, что не богатством жито с добрыми людьми; правдою, да ласкою, да любовью, а не гордостию, и безо всякой лжи. Когда зван будешь на брак, то не упивайся до пьянства и не засиживайся поздно, потому что в пьянстве и в долгом сидении бывает брань, свара, бой, кровопролитие. Не говорю: не пить вовсе, нет! Но говорю: не упивайся; я дара божия не хулю, но хулю пьющих без воздержания.
«Домострой» От женщины требуется, чтобы «умела сама печь, варить, всякую домашнюю порядною знала бы и всякое женское рукоделие; хмельного питья отнюдь не любила бы, да и дети и слуги у нее также бы его не любили; без рукоделия жена ни на минутку б не была, также и слуги. С гостями у себя и в гостях отнюдь не была бы пьяна, с гостями вела бы беседу о рукоделии, о домашнем порядке, о законной христианской жизни, а не пересмеивала бы, не переговаривала бы ни о ком...»
«Домострой» Семейное благочиние требовало придерживаться следующего распорядка дня. Обитатели богатых домов, как и простой народ, по утрам подымались рано: летом - с восходом солнца, зимой - за несколько часов до наступления дня. Еще в XVI веке часы считали по- восточному: 12 часов дневных и 12 ночных. Церковь распределяла свои службы по этому времени, занятия людей высшего класса и состояли почти только в посещении богослужений вплоть до обеда. После обеда был обязательный отдых. В это время даже лавки купцов в Москве прекращали работу.
«Домострой» Кроме этих дел, в жизни знатного боярина существовала царская служба, т.е. ежедневное посещение Грановитой палаты. Боярыня же занимается воспитанием детей и... слуг.
Украшение дома Украшением русских домов были иконы. В одном помещении их могло быть очень много, так как иконами было принято одаривать друг друга. Церковь запрещала иметь стенные зеркала, и благочестивые люди избегали их как одного из заморских грехов. Только зеркала малого формата, привозимые из-за границы, были принадлежностью женского туалета. До 17 века не принято было развешивать по стенам картины и эстампы. Кроме того, зажиточные дома могли быть украшены богатыми безделушками вроде следующих: "серебряные яблоки, позолоченное изображение петуха с белым хвостом на поддоне, мужичок серебряный, костяной город с башнями и т.д.
Облик русского мужчины Русский историк Н.И.Костомаров пишет следующее: «…Все носили бороды, и чем борода была длиннее, тем осанка человека считалась почтеннее: и величественнее. Богатый человек холил ее, берег и расчесывал гребешком из слоновой или моржовой кости»
Облик русской женщины Волосы замужней женщины должны были прикрываться, «опростоволоситься» считалось бесчестием. Рассказывают, что в «скромности» новгородские женщины в свое время дошли до того, что даже стали совершенно брить волосы, но обычай этот не привился, так как не был одобрен церковью.
Облик русской женщины Не одобряла церковь и другого пристрастия русской женщины – обильно румяниться и белиться. Такое злоупотребление косметикой не всегда шло на пользу пытавшейся себя украсить. По крайней мере, - общее мнение иностранцев состояло в том, что русские женщины необычайно хороши лицом, но красоту свою губят чрезмерным употреблением «краски». Кажется, это осознавали и сами женщины.
Облик русской женщины Был еще один очень странный для иноземных путешественников обычай: русские дамы, наверное, в стремлении к идеалу, требовавшему иметь лицо белее снега, чернили зубы и каким-то образом даже придавали черный цвет белкам глаз. Многие объясняют это византийским влиянием:
Местничество В соответствии с местническим этикетом протекала жизнь на царском дворе и в палатах. Ранним утром к царскому дворцу стекались толпы народа. Наиболее почтенные люди ехали в каретах, зимой - в санях, молодые или неродовитые - верхом в любую погоду. Еще не достигнув царского двора, надо было спешиться и продолжать движение пешком. Здесь вступало в действие первое этикетное требование: нельзя было въезжать на двор, принадлежащий более родовитому человеку. Подъехать к крыльцу, к самому дому знатного боярина мог только один человек - царь. По царскому двору не мог разъезжать никто. Только выглянув из окна, хозяин дома мог оценить социальный статус своего гостя», приближающегося к нему. Чем ближе подъезжал владелец кареты, тем значительнее его положение в обществе. Это был этикетный знак до XVII века
Объясни своими словами смысл следующих русских поговорок. Какие традиции русского народа отражены в этих поговорках. Сядем рядком, да поговорим ладком. Без соли, без хлеба – худая беседа. Разговор дорогу коротает.
Объясните смысл фразеологизмов. Придумайте развернутые предложения с ними Закрывать глаза на что-либо. Собираться с мыслями. Не на страх, а на совесть. Сам не свой. Быть на ножах с кем-либо. Как в воду опущенный. Скрепя сердце. Несолоно хлебавши.