«Методические рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики» Работу выполнила: учитель - логопед Лисицина Елена Александровна
Что такое артикуляционная гимнастика? Артикуляционная гимнастика - это упражнения, направленные на то, чтобы натренировать мышцы речевого аппарата, добиться их свободной подвижности. При регулярных выполнениях упражнений развивается точность, сила и дифференцированность движений органов артикуляции.
Артикуляционные упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука. Поэтому для каждой группы звуков (свистящих, шипящих, сонаров) подобран соответствующий комплекс упражнений. Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для чёткого, правильного произношения всех звуков.
«Улыбка» Удержать губы в улыбке. Зубы не видны. Упражнения для губ
«Заборчик» Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы. Методические рекомендации: Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.
«Окно» Цель: уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов. из положения «Забор» медленно открывать рот. Зубы должны быть видны. Удержать под счет до 5.
«Мост» Цель: выработать нижнее положение языка для подготовки к постановке свистящих звуков. Кончик языка упирается в нижние резцы. Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить упражнение «Окно». Расположить язык за нижними резцами плоско. Удержать под счет до 5.
«Иголочка» Методические рекомендации: Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счет до 10. Язычок наш, как иголка, Отойди, уколет колко!
Упражнения для свистящих «Горка» Рот приоткрыть. Кончик языка упереть в резцы нижних зубов, спинка языка поднята вверх. (Основное упражнение для свистящих!) Выше, горка, поднимись, Мы помчимся с горки вниз.
«Чистим зубки» Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние и нижние резцы, делая движение из стороны в сторону. Кончик языка двигается у верхних альвеол.
«Парус» Рот широко открыть. Узкий язычок поднять вверх, коснуться бугорка – (альвеол) за верхними зубками. Выше парус поднимай, В путь кораблик отправляй! Цель: подготовка верхнего подъема языка для звуков [р], [л]. Рот широко открыть. Узкий язычок поднять вверх, коснуться бугорка – (альвеол) за верхними зубками. Выше парус поднимай, В путь кораблик отправляй!
«Маляр» Цель: растянуть подъязычную связку для звуков [р], [л], а для произнесения шипящих звуков найти место образования щели языка в форме чашечки у твердого нёба. Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твердое небо делая движения языком вперед - назад, поглаживая нёбо. Мы покрасим потолок, Маляром стал язычок, Будет чистым (вот дела!) Все, до дальнего угла !
Упражнения для сонаров Пароход Упражнения для сонаров Пароход Цель: подготовка артикуляции для звука [л]. Методические рекомендации: из положения «Мост» выполнить упражнение «Лопата». Закусить кончик языка (зубы должны быть видны) и длительно произносить звук [ы] 23 секунды. Кончик языка прикушен верхними и нижними резцами.
«Пароход». 2-й вариант: Методические рекомендации: из положения упражнения «Окно» произносить длительный звук [а] и неоднократно прижимать кончик языка к середине верхней губы (упражнение «Вкусное варенье»). Слышатся слоги: ла-ла-ла. Повторить 5 раз.
Упражнения для звука р «Грибок» Упражнения для сонаров Улыбнуться, присосать язык к небу, чтобы подъязычная связка натянулась («ножка гриба»). Удерживать в таком положении язык в течение 5-10 секунд. Язычок у нас грибок, Подставляй - ка кузовок!
«Часики» Рот приоткрыть. Узким языком попеременно тянуться то к левому, то к правому углу рта.
«Качели» Цель: дифференцировать нижнее и верхнее положение языка, что необходимо для дифференциации свистящих и шипящих звуков. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3- секунд. Поочередно меняем положение языка 5-6 раз «качаем язычок»
«Лошадка» Улыбнуться, широко открыть рот пощелкать кончиком языка наверху. Ускоряем темп. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась. Причешу лошадке хвостик И на ней поеду в гости, Цокай громче, язычок, Чтоб никто догнать не мог! «Лошадка» Цель: выработать тонкие дифференцированные движения кончиком языка для звука [р]. Улыбнуться, широко открыть рот пощелкать кончиком языка наверху. Ускоряем темп. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась. Причешу лошадке хвостик И на ней поеду в гости, Цокай громче, язычок, Чтоб никто догнать не мог!
«Дятел» Рот широко открыт. Широкий язык поднять вверх. Произносить громко, отрывисто, не отрывая кончика языка: «Д-д-д-д» Язычок мой крепкий станет, Барабанить не устанет, Барабана страшный гром Оглушит огромный дом! Ещё один вариант. «Дятел» Рот широко открыт. Широкий язык поднять вверх. Произносить громко, отрывисто, не отрывая кончика языка: «Д-д-д-д» Язычок мой крепкий станет, Барабанить не устанет, Барабана страшный гром Оглушит огромный дом! Ещё один вариант. Язык вверху стучит по альвеолам со звуками «Д ддт». После произнесения «Д ддт» сильно подуть на язык.
«Чашечка» Упражнения для шипящих ш,ж. Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. Во время выполнения этого упражнения рекомендуется помогать ребенку поднимать язык при помощи шпателя или пальца. Удерживать в положении «чашечка» в течение 5-10 секунд. (Основное упражнение для шипящих!) Любим пить мы крепкий чай, Ну-ка, чашку подставляй!
«Вкусное варенье» Цель: сформировать: верхний подъем языка в форме «Чашечки», удерживание языка на верхней губе и выполнение облизывающего движения сверху вниз. Улыбнуться, открыть рот и языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу. Движения направлены сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки». Нужно следить за тем, чтобы нижняя челюсть во время этого упражнения была неподвижна. Упражнение помогает в подготовке к постановке шипящих и сонаров. Мы варенье, с крепким чаем Всех знакомых угощаем, С губ сотрём следы варенья, Угощенье – объеденье!
Упражнение «Теплый ветер». Цель: вызывание шипящих звуков по подражанию. Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» убрать язык за верхние зубы и образовать щель с альвеолами. Руку расположить у подбородка и попросить ребенка подуть на широкий язык. Растянуть губы в улыбке. Рука должна ощутить теплую воздушную струю. Подуть на язык. Кистью ощутить теплую струю воздуха.
Упражнение «Жук». Цель: вызывание звука [ж] по подражанию. Методические рекомендации: при выполнении упражнения «Теплый ветер» просят ребенка «включить» свой голос. Тактильно- вибрационный контроль осуществляется рукой, расположенной на гортани. Ребенок должен ощутить вибрацию гортани. Исходным положением является упражнение «Теплый ветер». Кисть на гортани ощущает вибрацию голосовых связок.