Деловая игра Причастие (Обобщение изученного материала)
Раскрыв глаза, гляжу на яркий свет И слышу сердца ровное биенье, И этих строк размеренное пенье, И мыслимую музыку планет. Все – ритм и бег. Бесцельное стремленье! Но страшен миг, когда стремленья нет.И.Бунин Как вы думаете, почему эпиграфом нашей деловой игры являются строчки И.А.Бунина, прекрасного поэта и писателя, первого русского писателя, награжденного Нобелевской премией.
Причастные обороты Засев однажды в шалаше, уютно устроившись, я был удивлен необычайным и еще не виданным мною чудесным зрелищем. Многочисленная стая лебедей, возвращавшихся на север с далекого юга, стала кружить над разливом. Я видел освещенные зарею распахнутые розоватые крылья, длинные вытянутые шеи, слышал их голоса… Еще никогда не видел я такой чудесной, почти сказочной картины… Разумеется, я забыл о ружье и любовался невиданным зрелищем, напоминавшим мне дивные пушкинские сказки. Засев однажды в шалаше, уютно устроившись, я был удивлен необычайным и еще не виданным мною чудесным зрелищем. Многочисленная стая лебедей, возвращавшихся на север с далекого юга, стала кружить над разливом. Я видел освещенные зарею распахнутые розоватые крылья, длинные вытянутые шеи, слышал их голоса… Еще никогда не видел я такой чудесной, почти сказочной картины… Разумеется, я забыл о ружье и любовался невиданным зрелищем, напоминавшим мне дивные пушкинские сказки. Вопрос: Найдите причастия в тексте. Объясните их правописание и постановку знаков препинания. Вопрос: Найдите причастия в тексте. Объясните их правописание и постановку знаков препинания.
Проблемная задача на первом этапе: В творческой мастерской писателя. В творческой мастерской писателя. « Не бывает никогда ни у кого, чтобы было легко писать, чтобы лилось из-под пера. Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит». « Не бывает никогда ни у кого, чтобы было легко писать, чтобы лилось из-под пера. Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит». А.Н.Толстой. А.Н.Толстой. 1. Объясните смысл данной фразы А.Н.Толстого. 1. Объясните смысл данной фразы А.Н.Толстого. 2.Что представляет собою с точки зрения синтаксиса 1-ое предложение? 2.Что представляет собою с точки зрения синтаксиса 1-ое предложение?
Создание проблемно-творческой ситуации: В каких предложениях есть причастный оборот? а/ Встревоженные пассажиры обернулись на крик. а/ Встревоженные пассажиры обернулись на крик. б/ Расчищенный от снега двор показался более просторным. б/ Расчищенный от снега двор показался более просторным. в/ Они ели рыбу, жареную, вяленую и соленую. в/ Они ели рыбу, жареную, вяленую и соленую. г/ В углу моей дачи стояла кадушка, полная воды. г/ В углу моей дачи стояла кадушка, полная воды. д/ Деревья, опрокинутые в воду, трепетали. д/ Деревья, опрокинутые в воду, трепетали.
Создание проблемно-творческой ситуации: В каких предложениях правильно расставлены знаки препинания ? а/ Улица, ведущая в гору, была свободна. а/ Улица, ведущая в гору, была свободна. б/ Покрытые инеем, скалы уходили в неясную даль. б/ Покрытые инеем, скалы уходили в неясную даль. в/ Герасим, одаренный необычной силой работал за четверых. в/ Герасим, одаренный необычной силой работал за четверых. г/ Наполненные грузом и людьми, тяжелые машины взбирались на высокие перевалы. г/ Наполненные грузом и людьми, тяжелые машины взбирались на высокие перевалы. д/ Дорога, огибающая голые скалы, вьется по глубокой ложбине. д/ Дорога, огибающая голые скалы, вьется по глубокой ложбине. е/Трудно определить расстояние в снежных просторах, обманывающих, неопытный глаз. е/Трудно определить расстояние в снежных просторах, обманывающих, неопытный глаз.
Создание проблемно-творческой ситуации: Снега синей, снега туманней; Вновь освежённей дышим мы. Вновь освежённей дышим мы. Люблю деревню, вечер ранний Люблю деревню, вечер ранний И грусть серебряной зимы. И грусть серебряной зимы. Лицо изрежет ветер резкий, Лицо изрежет ветер резкий, Прохлещет хладом в глубь аллей, Прохлещет хладом в глубь аллей, Ломает хрупкие подвески Ломает хрупкие подвески Ледяных, звонких хрусталей. Ледяных, звонких хрусталей. Навеяв синий, синий иней Навеяв синий, синий иней В стеклянный ток остывших вод, В стеклянный ток остывших вод, На снежной, бархатной пустыне На снежной, бархатной пустыне Воздушный водит хоровод. Воздушный водит хоровод. А.Белый. А.Белый.
Тест
Подведение итогов Скажите, пожалуйста, что вам сегодня понравилось / не понравилось, запомнилось / не запомнилось на уроке?
Домашнее задание 1-ый уровень: Составить тест на изученные орфограммы по причастию. 1-ый уровень: Составить тест на изученные орфограммы по причастию. 2-ой уровень: Выписать из художественной литературы текст, насыщенный причастными оборотами, графически выделить. 2-ой уровень: Выписать из художественной литературы текст, насыщенный причастными оборотами, графически выделить. 3-ий уровень (традиционное): Выполнить упражнение 628 (Русский язык под редакцией Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, 6-ой класс. М.:Баласс, 2002). 3-ий уровень (традиционное): Выполнить упражнение 628 (Русский язык под редакцией Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, 6-ой класс. М.:Баласс, 2002).