Реализация ФГОС в условиях инклюзивного образования Специальные ФГОС для детей в ОВЗ
4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. 2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. ФЗ от N 273-ФЗ "Об образовании в РФ. Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения Авторы: Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л.
Кардинальное отличие от ФГОС состоит в том, что стандарт образования детей с ОВЗ может быть представлен только в описании вариантов, прямо соответствующих наличествующему диапазону различий детей с ОВЗ в возможностях и потребностях получения образования.
ОБРАЗОВАНИЕ КОМПОНЕНТ «ЖИЗНЕННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ» «АКАДЕМИЧЕСКИЙ» КОМПОНЕНТ
3 УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНЗОВЫЙ НЕЦЕНЗОВЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
Первый вариант СФГОС (цензовый уровень). Ребенок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки, при этом среда и рабочее место ребенка должны быть организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья.. Невозможность в полной мере освоить отдельный предмет школьной программы не является препятствием для выбора или продолжения освоения ребенком с ОВЗ первого варианта СФГОС.
Второй вариант СФГОС (цензовый уровень). Ребенок получает цензовое образование, в более пролонгированные сроки, в среде сверстников со сходными проблемами здоровья. Допускается введение 1-2 учащихся с иными проблемами здоровья, но сходными возможностями в получении цензового образования в данных условиях. Второй вариант стандарта отличается от первого усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных знаний в повседневной жизни.
Глухие дети –I, II, III, IV Слабослышащие дети –I, II (III–только при наличии других нарушений) Слепые дети –I, II, III, IV Слабовидящие -I, II(III–только при наличии других нарушений) Дети с речевыми нарушениями –I, II, III Дети с двигательными нарушениями –I, II, III, IV Дети с ЗПР -I, II, III Умственно отсталые дети –III, IV (цензовое образование исключается) Дети с расстройствами аутистического спектра –I, II, III, IV ВАРИАНТЫ СФГОС, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП ДЕТЕЙ С ОВЗ
Учебники Обеспечение учебниками альтернативного формата, но с одинаковым содержанием или более простыми для чтения. Обеспечение аудио-учебниками, чтобы учащиеся могли одновременно слушать и читать один и тот же текст. Предоставление краткого содержания глав учебников. Использование маркеров для выделения важной информации.. Обеспечение двумя комплектами учебников, для школьных и домашних занятий. Предоставление учащимся списка вопросов для обсуждения до чтения текста. Обеспечение альтернативными учебниками и учебными материалами, основанными на азбуке Брайля или напечатанных большим шрифтом для слепых и слабовидящих детей.
Учебные задания Сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий. Четкое разъяснение заданий, часто повторяющееся. Предоставление альтернативы объемным письменным заданиям (например, напишите несколько небольших сообщений; представьте устное сообщение по обозначенной теме). Использование указаний как в устной, так и письменной форме. Поэтапное разъяснение заданий. Последовательное выполнение заданий. Повторение учащимся инструкции к выполнению задания. Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения. Демонстрация уже выполненного задания (например, решенная математическая задача).
Предоставление дополнительного времени для завершения задания. Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания. Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения. Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями. Обеспечение школьника с ограниченными возможностями копией конспекта других учащихся или записями учителя. Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске. Разрешение использовать диктофон
Ориентирование длительных по времени заданий на поэтапное выполнение, с ежедневной проверкой и частым оцениванием. Возможность представить выполненное задание в малой группе прежде чем выступить перед всем классом. Работа в парах Использование визуальных пособий (картинок, графиков). Использование вспомогательных вопросов при выполнении контрольных работ
Тесты Устное объяснение заданий. Обучение работе с тестовыми заданиями (например, распределение времени на выполнение каждой секции теста). Обеспечение учащихся списком слов с определениями. Неограниченное время для выполнения теста. Проведение тестов в помещении без внешних раздражителей (например, в библиотеке). Чтение тестовых материалов учащимся и разрешение устных ответов. Разграничение тестов на секции по сходным проблемам. Использование тестов верного/неверного ответа. Разрешение учащимся выбрать и выполнить индивидуальный проект в качестве альтернативы тесту. Сообщения о достижениях учащихся вместо оценки. Разрешение выполнить тест дома или использованием учебников.
Свести к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентироваться более на позитивное, чем негативное. Предоставление учащимся права покинуть класс и уединиться в так называемом «безопасном месте», когда этого требуют обстоятельства. Разработка кодовой системы (слова), которое даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент. Игнорирование незначительных поведенческих нарушений. Разработка мер вмешательства в случае недопустимого поведения.
Оценка знаний Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями. Ежедневная оценка с целью выведения триместровой отметки. Акцентирование внимания на хороших оценках. Разрешение переделать задание, с которым ребенок не справился. Оценка переделанных работ.