«Помогите мне найти ответ… или что современный подросток хочет и должен знать о наркотических средствах».
Мы рождены, чтоб жить достойно. Нам все для этого дано. Должны творить, вершить, не быть спокойным, Не падать вниз, не оседать на жизненное дно. Есть в жизни много грязного соблазна. Наркотик – это страшный грех. Ты должен прокричать, что это грязно, Да так, чтобы твой крик дошел до всех. (Бовсуновская Н., г. Волгоград)
Наркомания ведет к грубому нарушению жизнедеятельности организма и социальной деградации. Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, и злоупотребление ими представляют серьезную угрозу экономическому процветанию, здоровью населения и национальной безопасности России. Не допустить распространение наркомании в стенах родной школы продиктовало актуальность данной работы, она потребовала проведения комплексной научно-исследовательской работы с целью опережающей профилактики наркомании.
В данной работе мы выявляли волнующие подростков вопросы, связанные с проблемой наркомании и использования наркотических средств, а также уровень их знаний по проблеме. Для этого мы разработали и провели анкетирование среди учеников 5-11 классов и провели анализ литературных источников. Поставили как исходные задачи создание презентации по результатам работы и проведение разъяснительной работы с учащимися, и информирование родителей и педагогов.
Среди учащихся 8-11 классов МБОУ СОШ 35 была проведена анонимная анкета – вопросник, с целью выявить волнующие подростков вопросы, связанные с проблемой наркомании и использования наркотических средств. В ней предлагалось учащимся записать неограниченное количество вопросов по озвученной теме. После сбора всех анкет, они были прочитаны и отсортированы по группам:
Последнюю группу вопросов мы сначала разделили по тематике вопросов, чтобы более точно определить, какие стороны проблем наркомании более всего интересуют подростков.
На данные вопросы мы постараемся дать более полные ответы, используя интернет ресурсы официальных сайтов и литературные источники. На оставшиеся 34 вопроса мы также попытаемся дать ответ для информирования, лиц задававших вопросы, через школьный сайт, парламент, школьные мероприятия, внеурочные занятия, классные часы. Так как человек, владеющий разумной информацией, более защищен от необдуманных и неверных поступков, несущих потерю здоровья и жизни человека, или потерю человека как единицы общества.
32% респондентов выбыли из процесса анкетирования, т.е. треть подростков экранировалась от существования проблемы. А незнание проблемы не является защитой или её решением. Надеемся, что ни один из данной группы в будущем не переступит черту, о которой он не захотел знать. 68% респондентов не только откликнулись и приняли существование проблемы, но и хотели бы получить ответы на интересующие их вопросы.
Практическая значимость. Опережающая профилактика наркомании среди подростков, предупреждающая потерю здоровья, смерть, гибель личности, правовые нарушения, вовлечение в процесс наркомании новых «жертв». Разработка и использование рекомендаций, с целью развития у подростков культуры здорового образа жизни, истинных жизненных ценностей на основе проделанного исследования.
ВЫВОДЫ В результате работы мы выявили, что две трети учащихся 67,7%, обеспокоены проблемами наркомании, особенно вопросами о наркотических средствах и их влиянии на здоровье человека, и зависимости, которую они вызывают. Это свидетельствует о том, что учащиеся не вполне компетентны в данной области знаний. Возникает необходимость срочной разъяснительной и профилактической работы.
Заключение. Проведенная нами работа подтвердила, что в настоящее время отношение подростков к проблеме наркомании – неоднозначно и требует в дальнейшем детализации темы с целью повышения уровня компетентности учащихся в проблеме. Это необходимо не для того, чтобы учащиеся захотели попробовать наркотические средства, а для того, что бы предостеречь их от этого.
Рекомендуем объединить усилия школьников, родителей, педагогов, мед. работников в профилактике наркомании и привить ЗОЖ. Жить под девизом: «Без сомнения нет мышления, без способности мыслить – нет человека».