П О Н Я Т И Е (филос.) Форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов или явлений; (в логике) Мысль, в которой обобщаются.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Логика II. Понятие как форма мысли. Понятие как форма мышления 1. Что такое понятие. Понятие и чувственные формы познания. 2. Основные логические приемы.
Advertisements

Логика Представление о логике. Понятие в логике..
ПОНЯТИЕ как логическая форма мышления Учебная презентация по логике для гуманитарных факультетов выполнена Скидан О.П., доцентом кафедры философии С(А)ФУ.
Психология мышления. Сущность, определение мышления. Мышление – отражение общих свойств вещей и явлений и нахождение закономерных связей между ними Сущность.
Тема 12 Предмет и задачи логики. Понятия. План: 1. Смысл и понятия «логика» 2. Основные законы и формы мышления 3. Понятия и его формы 4. Логические операции.
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ Худойкулов Жавохир группа БЭ-161.
ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ Дисциплина: «Общая психология» Специальность: «Лечебное дело» Тема: «Мышление»
Мышление. Презентация Зверева Вениамина студента I курса.
Г.Комсомольск-на-Амуре, ноябрь 2006 г. Алексеева Ольга Владимировна Формирование математических понятий в начальном курсе математики при изучении геометрического.
М.Х.Дулати атындағы Тараз мемлекеттік университеті Мышление.
«Развитие логического мышления в работе с понятиями как важное условие реализации госстандартов второго поколения» (Способ диалектического обучения) Скибина.
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Белова И.Г. Учитель биологии высшей категории МОУ Сургутской СОШ.
Виды понятий ЭВсБ11 1. Понятие как форма мышления. Содержание и объем понятия. 2. Виды понятий. Отношения между понятиями.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 21 Основания науки: нормы и идеалы науки, роль философских идей и принципов в обосновании научного знания (законы и.
1 Понятие как форма мышления. 2 Исходной формой мысли выступает понятие Понятие - форма мышления в которой отражаются внутренние существенные признаки.
Универсальные учебные действия 1. УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ, т.е. способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения.
Разработка системы заданий на основе теории и технологии СДО, способствующих формированию у учащихся умения выполнять задания ЕГЭ и ГИА.
ПОНЯТИЕ как форма мышления. В понятии отражаются существенные признаки предметов Признаки – это то, в чем предметы сходны друг с другом или отличны друг.
Способ диалектического обучения – принципиально новый подход к учебному процессу Дымченко М.И. Учитель русского языка и литературы.
1. Сущность и алгоритм работы с терминами и понятиями. 2. Сущность и алгоритм работы с понятиями «теория», «закономерность», «закон». 3. Сущность понятий.
Транксрипт:

П О Н Я Т И Е (филос.) Форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов или явлений; (в логике) Мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам.

Двойственная природа понятия Содержание (качество) – совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии; Объём (количество) - совокупность предметов, которые мыслятся в данном понятии.

Закон обратного отношения Увеличение содержания понятия ведёт к образованию понятия с меньшим объёмом и наоборот.

Операции с понятиями Определение – нахождение содержания; Деление – нахождение объёма; Обобщение – переход от видового понятия к родовому путём отвлечения от видообразующих признаков; Ограничение - переход от родового понятия к видовому путём привлечения видообразующих признаков;

Определение понятия Определяемое понятие Род Вид 2 Вид 1 Что? Что такое? Какое именно?

Два вида вопросов Вопрос – понятие – связан с нахождением содержания и объёма понятия (анализ). Понятие – момент, состояние покоя. Вопрос – суждение – устанавливает связи между понятиями (синтез). Суждение – процесс в познании мира.

Вопросительное слово Существенные признаки окружающего мира Всеобщие законы развития природы Чем объяснить, что…? Как доказать, что…? структураЗакон единства и борьбы противоположностей В каком случае…? Когда…? движениеЗакон перехода количества в качество Каким образом…? развитиеЗакон отрицания отрицания Вследствие чего…? Почему…? взаимосвязьЗакон сохранения исходной основы

Определение понятия Элементарной частицей мысли является понятие Любое понятие состоит из двух противоположностей: Содержание – род – качество, Объём – вид – количество. Определить понятие – значит раскрыть его содержание и объём

Чтобы раскрыть содержание понятия надо: - Найти соответствующую категорию (родовое, широкое понятие), - Определить все существенные признаки, отличающие искомое понятие от других видовых, входящих в один род. Для определения объёма понятия необходимо установить основания деления данного понятия

Задачи определения понятий 1. Отличить и ограничить определённый объект от всех остальных. 2. Показать связь данного объекта с другими, определить его место в системе понятий.

Виды определений понятия 1. Генетическое определение – определение, в котором указывается на происхождение предмета (углеводы – первичные продукты фотосинтеза). 2. Функциональное определение – определение, которое позволяет отразить какие-либо признаки функции предмета (углеводы – органические вещества, являющиеся основным источником энергии для живых клеток). 3. Структурное определение – определение, которое помогает представить исследуемый предмет как целостную структуру, элементы которой связаны системой закономерных отношений и зависимостей (углеводы –гетерополифункциональные производные углеводородов, являющиеся полиокси- альдегидами (альдозы)или полиоксикетонами (кетозы)).

Задача деления понятий Указать все виды, совокупность которых составляет объём данного понятия. Делимое понятие – понятие, объём которого необходимо раскрыть Основание деления – критерий, по которому происходит членение понятия на виды Члены деления – виды понятия, которые получаются в результате деления

Правила деления понятий 1. В основу одного деления берётся только один признак. 2. Члены деления должны взаимно исключать друг друга, т.е. быть противоположностями, попарно несовместимыми. Членов деления не может быть больше трёх. 3. Деление должно быть соразмерным, т.е. объём членов деления, вместе взятых, должен равняться объёму делимого понятия. 4. Деление должно быть последовательным и непрерывным; основания деления располагаются по степени значимости.

Сборник понятий Это современный дидактический инструментарий познания, позволяющий раскрыть систему понятий (знаний) по определённой теме, разделу или всей дисциплине на основе единства противоположностей: содержания понятия и его объёма. Определяемое понятие Содержание понятия Объём понятия Понятие первое видовое понятие 1.Содержание [4, 165] I. Основание деления 1.1. первое видовое понятие 1.2. второе видовое понятие II. Основание деления 2.1. первое видовое понятие 2.2. второе видовое понятие

Достоинства сборника понятий 1. Используется большое количество разнообразной литературы (в первую очередь школьные и вузовские учебники, затем справочная литература: словари, энциклопедии, справочные электронные носители, пособия по философии и логике), что позволяет увидеть различные виды определений, проследить диалектику понятия в его историческом развитии. 2. Используются различные виды определений понятий (генетическое, функциональное, структурное). 3. Сборник понятий обеспечивает возможность обнаружить нарушения правил определения и деления понятий, допущенные в учебниках. 4. Сборник понятий позволяет устанавливать родовидовые отношения между понятиями. 5. Сборник понятий создаётся не по энциклопедическому принципу расположения словарных статей. 6. В основе построения сборника понятий лежит логика следования от общих родовых признаков к видовым.

Достоинства сборника понятий 7. В объёме понятия обязательно указывается основание деления и члены (виды) деления. 8. Каждое новое понятие выводится из объёма предыдущего, затем раскрывается его содержание, устанавливается объём. Таким образом, совершается челночнообразное движение мысли. 9. Члены деления в объёме иллюстрируются единичными понятиями (примерами). Таким образом, сборник понятий по прямой связи ограничивает понятие, а по обратной связи обобщает их, а в конечном итоге раскрывает всю систему понятий. 10. На основе сборника понятий составляется логическая схема, как наглядное отражение системы понятий. 11. Разработка сборника понятий способствует развитию умений выполнять логические операции с понятиями, т.е. мыслить.

Этапы создания сборника понятий 1. Нахождение опорного (родового) понятия. 2. Определение содержания опорного понятия (родовой и два видовых признака). 3. Нахождение видов опорного понятия. 4. Определение содержания видовых понятий, установление их объёма. 5. Подведение единичных понятий под видовые понятия (пример – это и есть единичное понятие).