Учитель высшей категории Рахимбаева Ирина Александровна ГБОУ СОШ 11 г. о. Новокуйбышевск Самарской области 2012 г.
ТЕМА УРОКА:
Познакомить учащихся с понятием изба как традиционного русского жилища, единством ее конструкции и декора. ЦЕЛЬ УРОКА:
1. Научить учащихся использовать приемы славянской символики в декоре русской избы. 2. Развивать у учащихся творческую и познавательную активность, навыки декоративного рисования, умение работать в коллективе. 3. Прививать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре. ЗАДАЧИ УРОКА:
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: Для учителя: презентация по теме. Зрительный ряд: иллюстрации к русским народным сказкам с изображением избы, технологические карты с элементами декора, рисунки учащихся по теме. Литературный ряд: четверостишье В. Федотова. Музыкальный ряд: песня «Домик у дороги» в исполнении М. Евдокимова. Для учащихся: бумага, цветные карандаши, фломастеры, простой карандаш, ластик, картон, пластилин, стеки.
Фасад и вид избы сбоку.
Северная русская изба XIX в.
Изба. Владимирская губерния. XIX в. Конь - охлупень на крыше избы Резные причелина и полотенце избы
Фасады домов. Фрагменты.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. 1. И. П. – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперед – выдох. Повторить 5 – 6 раз. 2. И. П. – сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 5 – 6 раз. 3. И. П. – сидя. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Повторить 5 – 6 раз. 4. И. П. – сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх – вдох. Руки опустить – выдох. Повторить 4 – 5 раз.
Наличник окна Верхнее завершение окна Деталь нижнего обрамления окна ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 1 вариант – нарисовать наличник окна, ставни и украсить их декоративной росписью. 2 вариант – выполнить работу в виде рельефа. Навершие наличника
Наличник - теремок Обратите внимание на композицию. Работа должна быть достаточной крупной (почти во весь лист), чтобы хорошо были видны элементы узора. АЛГОРИТМ РАБОТЫ: 1. Выбор формата. 2. Придумать форму наличника и ставень. 3. Составить композицию. 4. Нанести декоративный узор. 5. Для 1 варианта – цветовое решение. Для 2 варианта – проработка деталей.
Обязательно используйте древние символы и образы при выполнении декора. Древние образы в убранстве избы: солнце, птицы, звери.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Найти иллюстративный материал с изображением изб, предметов быта, народных костюмов.