Развитие общества. Блок С
С4-7 Прочитайте текст и выполните задание: Безусловно, главной является гуманизирующая функция морали. Суть ее в том, что именно приобщение Безусловно, главной является гуманизирующая функция морали. Суть ее в том, что именно приобщение личности к высоким нравственным принципам и идеалам и следование им в отношениях с людьми «очеловечивает» человека, делает его Человеком, достойным любви и уважения. Эта «генеральная» функция морали реализуется за счет ряда более конкретных функций. Как ручейки сливаются вместе, образуя могучую и полноводную реку, так и эти «частные» функции морали способствуют выполнению ее гармонизирующего предназначения. Ведущая из них регулятивная: мораль регулирует поведение и отношения людей в обществе. Проявляется эта Ведущая из них регулятивная: мораль регулирует поведение и отношения людей в обществе. Проявляется эта функция во всех сферах человеческого бытия через противоречия доброго и злого, должного и сущего, справедливого и несправедливого. На собственном опыте каждый из нас знает, что обязательность моральных правил не обеспечивается ни законом, ни принуждением, ни уголовным наказанием, и все-таки мы их соблюдаем. Почему? Чем руководствуется человек при этом? человек при этом? Мораль не только регулирует взаимоотношения людей, но и участвует в формировании человеческой личности ее Мораль не только регулирует взаимоотношения людей, но и участвует в формировании человеческой личности ее самосознания. В этом состоит воспитательная функция морали С воспитательной тесно связана познавательная функция морали. Моральное познание как бы предшествует нравственному воспитанию личности. Давая человеку адекватное знание, необходимую информацию о нравственных нормах в ценностях, мораль, по существу, вооружает нас «секретами» человеческого поведения и общения. Вместе с тем, познавательную функцию можно рассматривать и как ценностно-ориентирующую, ибо моральные знания, в отличие, например от естественнонаучных, не бесстрастны, а всегда наполнены некоторым оценочным смыслом, нацеливающим личность на определенные смысложизненные ценности. И, наконец, еще одна- коммуникативная функция морали. Суть ее в том, что мораль выступает необходимым условием, И, наконец, еще одна- коммуникативная функция морали. Суть ее в том, что мораль выступает необходимым условием, фактором, формообразующим элементом и результатом человеческого общения, которое, таким образом, попросту невозможно без морали и вне морали. Эта функция настолько важна и значима, что нельзя не остановиться на ней особо.
С4 Какие функции морали выявляет автор? Вопрос:
С4 Должны быть названы следующие функции морали: 1. гуманизирующая; 2. регулятивная; 3. воспитательная; 4. познавательная (и ценностно- ориентирующая); 5. коммуникативная. Ответ:
С5 Говоря о регулятивной функции морали, автор показывает ее отличия от других социальных норм. Укажите эти отличия и назовите нормы, с которыми автор сравнивает нормы морали. Вопрос:
С5 В правильном ответе должны быть: 1. указаны отличия: - не обеспечиваются законом; - не обеспечиваются законом; - не влекут за собой уголовного наказания; - не влекут за собой уголовного наказания; - не обеспечиваются принуждением - не обеспечиваются принуждением 2. названы нормы права (правовые нормы). Ответ:
С6 В характеристику функций морали автор включает описание ее специфических свойств (особенностей). Используя текст и знания курса, назовите любые три этих свойств. Вопрос:
С6 Могут быть указаны следующие специфические свойства морали: 1. всеобщность; 2. выраженность в категориях добра и зла; 3. отсутствие внешнего контроля и принуждения; 4. наличие оценочного компонента. Ответ:
С7 Автор полагает, что следование нормам морали выделяет человека из мира природы, «очеловечивает». Подтвердите эту мысль тремя аргументами. Вопрос:
С7 Правильный ответ может содержать, например, такие аргументы: 1. многие требования морали противоречат природным законам выживания; 2. моральный выбор человека есть акт реализации свободы, выхода за пределы необходимости (в природе необходимость абсолютна); 3. моральный выбор человека является сознательным. Ответ:
С3 Существует подход, согласно которому способности человека характеризуются как природное свойство, определяющее его судьбу. Какой подход к пониманию способностей человека противостоит данному подходу? Сформулируйте два его положения (утверждения). Вопрос:
С3 В ответе должно быть отмечено существование теории (подхода), рассматривающей способности как социально обусловленное качество. В качестве положений (утверждений) может быть отмечено: 1. врожденные задатки развиваются в способности в соответствующих общественных условиях; 2. общественные условия, среда играет не меньшую роль в развитии способностей, чем врожденные задатки; 3. способности, развиваясь, могут «переносится» с одной деятельности на другую, и процесс этот не прекращается в течение жизни человека. Ответ: