ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО В КОНЦЕ XV НАЧАЛЕ XVI в. Cоставила учитель истории и обществознания Сычева Л.С.
Вспомним! 1)Кто стоял во главе Русского государства? 2) Что представляла собой Боярская дума? 3) Как называется орган, который контролировал поступления налогов? 4) Какие функции выполнял Дворец? 5) Что такое кормление? 6) Какое название получил новый свод законов, принятый Иваном III? 7)Что такое пожилое? Кто и в каком случае его выплачивал? 8) Что такое вотчина? 9)Что такое поместье?
ЦЕЛЬ: сформировать представление о роли православной церкви в жизни Русского государства и общества. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: ереси, симония, стригольники, нестяжатели, старчество, дьяк, жидовствующие.
Изменения в положении русской православной церкви До 1448 Русская церковь находилась в юрисдикции Вселенского (Константинопольского) патриархата, составляя отдельную Русскую митрополию и пользуясь большой автономией, хотя её митрополиты и ставились Константинополем. Из-за разорения татаро- монголами Киева митрополичья кафедра в 1299 (по другим данным в 1309) была перенесена во Владимир, а в 1325 при митрополите Петре кафедру переместили в Москву. В 1448 Архиерейский собор Русской церкви самостоятельно, без согласия Вселенского патриархата, избрал митрополитом епископа Рязанского Иону, который получил титул митрополита Московского и всея Руси.
Изменения в положении Русской православной церкви -перестала зависеть от греческой и получила полную самостоятельность -возрос авторитет - отныне русская церковь возглавлялась не посланником из Византии, а подданным русского государя, что допускало возможность его вмешательства в церковные дела. В подборе кандидатуры митрополита великие князья играли активную роль.
Монастыри Соловецкий монастырь основан в 1436 году в землях Новгородской республики монахами Зосимой и Германом. Первое монашеское поселение на островах появилось несколько раньше в 1429 году. Основатели Герман и Савватий Миниатюра из Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.
Монастыри Монастырь преподобного Иосифа Волоцкого.
Монастыри Тро́ице-Се́ргиева Ла́вра, в церковной литературе обычно Свято-Тро́ицкая Се́ргиева Ла́вра крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России (РПЦ), расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре. Основан в 1337 году преподобным Сергием Радонежским
Монастыри. Различия. Одни из них были сказочно богаты, имели крупные земельные владения, занимались торговлей и ростовщичеством. Другие существовали в виде скитов и крохотных лесных пустыней. В пустынях иноки жили трудами своих рук и вели аскетический образ жизни.
Ереси Еретики отрицали божественное происхождение Иисуса Христа и говорили о его человеческой сущности, отвергали почитание икон, монашество, поклонение святым. Ереси подрывали устои церкви, а поскольку церковь поддерживала государство, обосновывала божественное происхождение верховной власти, власти великих московских князей, то борьба против церковных устоев означала и подрыв государственных интересов.
«СТРИГОЛЬНИКИ» -Отвергали церковные обряды --осуждали возвеличивание духовенства -Уклоняясь от церковных обрядов, они возрождали старые языческие ритуалы и представления: поклонялись земле, обожествляли небо « жидовствующие» ( использовали Ветхий Завет и сочинения иудейских авторов) -Утверждали, что Христос был только пророком, а не сыном Божьим -Отрицали Святую Троицу -выступали против поклонения иконам и крестам -считали, что отмаливать грехи нужно чистыми помыслами и благими делами, возведение храмов бесполезное занятие. ЕРЕСИ. НОВГОРОД.
крест, относящийся к временам "ереси стригольников"
Монах-отшельник Нил Сорский. Ликвидация монастырского землевладения. Независимость от гражданской власти. Иосиф Волоцкий Защищали монастырские владения. Первенство царской власти. НЕСТЯЖАТЕЛИ. ИОСИФЛЯНЕ.
Нестяжатели: Св. Максим Грек.
Церковный Собор на еретиков 1490 год Борьба Русской Православной церкви с еретиками. Жидовствующие и стригольники, нестяжатели и иосифляне, скопцы и хлысты Расправа над стригольниками в Новгороде Обличение ереси стригольников во Пскове.
Патриарх Московский и всея Руси, религиозный и политический деятель Монах псковского монастыря Филофей «Москва – Третий Рим» Теория «Москва Третий Рим» послужила смысловой основой мессианских представлений о роли и значении России, которые сложились в период возвышения Московского княжества. Московские великие князья (притязавшие начиная с Иоанна III на царский титул) полагались преемниками римских и византийских императоров.
ВЫВОД: Русская православная церковь, избавившись от византийской зависимости, значительно повысила свой авторитет как духовного центра Русского государства. Однако она постепенно начинает попадать в зависимость от великокняжеской власти
Домашнее задание параграф 22. вопросы стр 191.