КОМПЕТЕНТНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ В презентации использованы материалы А.В. Пашкевича, методиста МОБУ «СОШ 1» пгт. Пойковский, соискателя кафедры.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Компетентностно- ориентированные задания: сущность, структура, технология проектирования.
Advertisements

Разработка компетентностно- ориентированных заданий.
Компетентностно- ориентированные задания на уроках математики при обучении учащихся СКОШ VIII вида КОУ Омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная.
Фактически, личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты устанавливают и описывают следующие обобщённые классы учебно- познавательных.
Реализация комптентностного подхода в образовании: проблемы, перспективы, опыт работы учителей школы. Цель: осмысление проблемы компетентностного подхода.
Кто не думает о далёком будущем, тот его не имеет.
LOGO Рекомендации по разработке компетентностно – ориентированных заданий И. И. Миронова, методист ГМЦ.
Компетентностный подход на уроках русского языка и литературы Мастер – класс подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ с. Ездочное» Сигарёва.
Педагогический совет Формирование ключевых и предметных компетентностей на уроках и во внеурочной деятельности.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 5» Проектная деятельность в рамках компетентностного подхода Автор Потапова.
Проектные задачи в основной школе. «Задача» «сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения» (Толковый словарь С.И.Ожегова)
Формирование ключевых компетентностей учащихся при помощи компетентностно- ориентированных заданий Если ты хочешь перемен в жизни, будь готов делать то,
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
Технология проектирования компетентностно- ориентированных заданий Криволапова Н.А., д.п.н.,профессор, первый проектор - проректор по науке инновационной.
Особенности компетентностно- ориентированных заданий по русскому языку для старших классов Подготовила: учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 1 ст.
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
ФОС - фонды оценочных средств– составная часть ОПОП ОУ : – КОС – комплексные оценочные средства ( для оценки каждого ПМ): КОС – комплексные оценочные средства.
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа 4» Педагогический совет «ФГОС потребует КОЗ (компетентностно- ориентированных заданий)» Шадринск 2013.
Экспертная оценка конспекта урока Маилян Н.Р., Аверьянова И.Ю.
Транксрипт:

КОМПЕТЕНТНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ В презентации использованы материалы А.В. Пашкевича, методиста МОБУ «СОШ 1» пгт. Пойковский, соискателя кафедры управления и экономики образования Академии постдипломного педагогического образования г. Санкт-Петербург.

О ПРЕДЕЛЕНИЕ КОЗ Компетентностно-ориентированное задание – задание, которое требует использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не требует воспроизведения им информации или отдельных действий (В.А. Болотов) 2

3 ПОКАЗАТЕЛИ КОМПЕТЕНТНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО ЗАДАНИЯ: - контекст, жизненность тематики заданий (моделирует практическую, жизненную ситуацию); - деятельностный компонент, определены виды деятельности на проверку которых направлено задание (на тот или иной аспект компетенции); - актуальность для учащихся материал задания. 3

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОЗ ОТ ТРАДИЦИОННЫХ ЗАДАЧ: значимость полученного результата, что обеспечивает познавательную мотивацию учащегося; условие задачи сформулировано как сюжет, ситуация или проблема, для разрешения которой необходимо использовать знания на которые нет явного указания в тексте задачи; информация и данные в задаче могут быть представлены в различной форме (рисунок, схема, таблица и т.д.), что потребует распознавания объектов; указание (явное или неявное) области применения результата, полученного при решении задачи; по структуре эти задачи нестандартные, т.е. в структуре задачи неопределенны некоторые из ее компонентов; наличие избыточных, недостающих или противоречивых данных в условии задачи, что приводит к объемной формулировке задания; наличие нескольких способов решения, причем данные способы могут быть неизвестны учащимся, и их потребуется сконструировать. 4

Т РЕБОВАНИЯ К «КОЗ»: задание требует продвижения от воспроизведения известного образца к самостоятельному пополнению знания. В таком задании предлагается создать или исследовать новую для учащихся информацию на основе имеющихся знаний. задание требует поиска и разработки новых, не изучавшихся ранее подходов к анализу незнакомой проблемы или ситуации, требующей принятия решения в ситуации неопределенности, при этом разрешение проблемы или ситуации может иметь практическое значение, или представлять личностный, социальный и/или познавательный интерес. задание предполагает создание письменного или устного связного высказывания, например, текста-описания или текста-рассуждения, устного или письменного заключения, комментария, пояснения, описания, отчета, формулировки и обоснования гипотезы, сообщения, оценочного суждения, аргументированного мнения, призыва, инструкции и т.п., с заданными параметрами: тематикой, коммуникативной задачей, объемом, форматом. задание предполагает разумное и оправданное использование ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем, самоорганизации, а также навыков использования ИКТ). 5

С ТРУКТУРА КОЗ 6 КОЗ B E C D A Стимул погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение Источник информации содержит необходимый материал для успешного выполнения задания Инструмент оценивания представляет собой шкалу критериев и показателей, модельного ответа, бланка наблюдения и т.д. Бланк для выполнения задания нужен только в том случае, если задание предусматривает структурированный ответ и должен фиксироваться на специальном выданном бланке Задачная формулировка указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания

Ф УНКЦИИ СТИМУЛА : - мотивирует учащегося на выполнения задания; - моделирует практическую, жизненную и др. ситуации; - может нести функцию источника информации при необходимости. Выделяют требования к формулировке стимула: должен быть кратким (не более трех предложений), и не отвлекать учащегося от содержания задания. 7

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАДАЧНОЙ ФОРМУЛИРОВКЕ: - должна указывать ученику на ту деятельность, которую он должен совершить; - должна содержать требование к способу предоставления результатов работы; - должна быть интересной для учащихся; - должна соответствовать возрасту учащихся; - должна соотноситься с инструментом проверки. 8

ТРЕБОВАНИЯ К ИСТОЧНИКУ ИНФОРМАЦИИ: - должны содержать информацию, необходимую для успешного выполнения задания; - должны быть достаточными для выполнения заданной деятельности; - на одном источнике желательно основывать несколько заданий; - источник должен быть интересным для учащегося; - должны учитываться возрастные особенности учащихся. 9

Э ЛЕМЕНТЫ МОДЕЛЬНОГО ОТВЕТА : - пример формулировки правильного ответа; - другие формулировки правильного ответа, если ответ не однозначен и есть альтернативы; - примеры ответов, которые частично верны; - подсчет баллов (содержит указание количества баллов за верный или частично верный ответ). 10

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ЗАДАНИЙ: - определение аспектов формируемой (оцениваемой) компетенции; - формулировка задания на основе выбранного аспекта компетенции, обозначение проблемы; - создание ключей, модельных ответов, шкал; - указание на формы и виды деятельности по решению проблемы (что должен сделать ученик, чтобы решить задачу); - информация или ссылки на необходимую информацию для решения проблемы; - форма предъявления результатов. 11

Т ЕРМИНОЛОГИЯ 12 Ключ – это четко зафиксированный ответ. Модельный ответ – это примерный ответ, с которым учитель может сравнить ответ ученика. Шкала – за что и в каких пределах устанавливаются баллы.

У РОВНИ ПОСТРОЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ : 1. Актуализация имеющихся знаний и способов деятельности. 2. Необходимость применения знаний и способов деятельности в субъективно новой для учащегося ситуации. 3. Трансформация известного и открытие нового в процессе анализа, синтеза, моделирования, оценки. 4. Действия в творческой ситуации. 13

Т ИПЫ КОМПЕТЕНТНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ : задания, в которых имеются лишние данные; задания с противоречивыми данными; задания, в которых данных недостаточно для решения; многовариантные задания (имеют несколько вариантов решения); комплексные задания и др. 14

15 Знаниевый подход «Охарактеризуйте, опишите явление, событие…» Формулировка заданий Компетентностно- ориентированный подход «Проведите сравнительный анализ, сделайте вывод…»

П РИМЕРЫ КОМПЕТЕНТНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ : создание кроссворда по теме, курсу (наглядное, схематическое представление); создание кластера по определенной теме, проблеме; создание концептуальных схем, таблиц; разработка тестовых заданий по алгоритму; разработка ситуативных задач; написание статей, очерков, эссе, сочинений, рефератов, курсовых и т.д.; создание компьютерных презентаций по теме, проблеме; подготовка доклада, выступления; выполнение мини проектов, проведения исследований и т.д. 16

РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ КОЗ: - задания должны создавать условия для демонстрации компетенций, их проявлении в деятельности; - давать возможность объективной оценки, независимой от частного мнения или суждения; - быть комплексными, предоставлять возможность оценивать группы компетенций и др. 17

Т РЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ : требования к оценке доведены до каждого учащегося; задания должны проверять достиг ли учащийся ожидаемого результата; соответствовать заявленным целям и ожидаемым результатам. 18

Т ЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОЗ При разработке компетентностно-ориентированных заданий учителю необходимо: 1. Первоначально определиться с компетенцией или компетенциями формируемыми на данном занятии, 2. Прописать планируемый результат с позиции компетенций, 3. Продумать на каком содержании предложить задания, 4. Выбрать или сформулировать компетентностно- ориентированное задание, нацеленное на формирование и оценивание той или иной компетенции, 5. Выбрать на каком этапе урока целесообразно включить данное задание, 6. Продумать формы работы учащихся на уроке способствующие формированию той или иной компетенции. 19

С ТРУКТУРА «КОЗ»: Элемент структуры Требования Компетенция На какой аспект компетенции направлено КОЗ Стимулпогружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение Задачная формулировка Источник информации содержит необходимый материал для успешного выполнения задания Бланк выполнения задания (если необходим) Инструмент проверки Критерии оценки, модельный ответ… 20

К ОМПОНЕНТЫ «КОЗ»: Стимул - погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение. Задачная формулировка - точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания. Источник информации - содержит информацию, необходимую для успешной деятельности обучающегося по выполнению задания; Бланк для выполнения задания - задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания. Бланк ответов как способ детализации деятельности учащегося по выполнению задания. Инструмент проверки содержит: аналитическую шкалу как способ детализации выполнения КОЗ; модельный ответ - перечень верных и/или частично верных ответов; ключ - эталон результата выполнения задания 21

В ОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ КОЗ: 1. Не указан тип разработанного КОЗа. 2. Путают типы КОЗов, нарушая их структуру. Например, указывают задание «классического типа», а сами в структуре пишут название задания, личностно-познавательный вопрос. 3. Вместо оценки компетенции указывают компетентность. 4. Не указаны аспекты компетенции на оценивание которых рассчитан данный КОЗ. А без аспекта не ясно что вообще оценивается и по каким критериям. 5. Неправильно поставлен стимул, который не стимулирует на выполнение данного задания. 6. Не правильно поставлена задачная формулировка. Некоторые задачные формулировки начинают не с глагола действия и далее контекст задания, а наоборот. Либо в задачной формулировке ставятся глаголы без контекста самого задания. 7. У некоторых участников не разработана шкала переводов баллов в оценку и др. 22