Западная Сибирь в эпоху железного века 5 класс
С 1 тысячелетия до н. э. в Сибири начинается железный век. На территории Западной Сибири ранний железный век датируется 7 в. до н. э в. н.э. Начиная с этого времени, человечество постепенно начало использовать железные орудия в качестве орудий труда.
Как люди получали железо? Первоначально человеку стало известно метеоритное железо, и только гораздо позже человек начинает использовать железо, которое он получал из железной руды. Качество таких орудий были намного лучше изделий, сделанных из бронзы. Железной руды много, гораздо больше, чем медной. Только железо труднее добывать. Руда залегает либо в болотах, либо в недрах гор. Такую руду собирали и растирали в ржавый порошок. Потом в большую печь загружали руду и древесный уголь и разводили огонь. Чтобы получить железо, нужна очень высокая температура: 1300 градусов. Поэтому в печь постоянно вдували воздух при помощи особых мешков - мехов. Труд был очень тяжелым, а железа получали немного.
Задание на урок Что изменилось в жизни людей в 1 тысячелетии до н. э.?
Население Западной Сибири В первом тысячелетии до нашей эры на территории Западной Сибири проживали многочисленные племена. Какие же народы заселяли территорию нашего края? Самыми большими были такие культуры, как саргатская, кулайская, большереченская, усть-полуйская.
Кулайская культура Название кулайской культуры произошло от места находки первых вещей на горе Кулайке. Они были воинственным народом и использовали железо не только для мирного труда. Из него ковали мечи, наконечники стрел и копий, шлемы. Из множества мелких колечек кузнецы плели кольчуги, из железных пластин делали панцири.
Кулайские воины Оружие означало силу и богатство. С появлением такого прочного оружия войны стали более жестокими, появились многотысячные армии. Вооруженные железным оружием, они нападали на соседние народы и часто полностью истребляли их. Эти племена умели отлично воевать, особенно в лесной местности. Жилища кулайской культуры имели мощные оборонительные сооружения. Существовали даже подземные ходы. Силу оружия этих воинствующих племен испытали многие их соседи.
Оружие у кулайцев Предметы вооружения в этой среде приобретают особое значение, некоторые из них теперь символизируют общественное положение владельца. Военная атрибутика становится особо почитаемой в обществе. Духи умерших предков удачливых военных лидеров из разряда «личных» переходят в разряд «территориальных» и почитаются, как небесные покровители, не только прямыми потомками, но и всеми жителями данной территории. Разумеется, при этом у каждого воина и поселенца остается свой личный дух-помощник, дух собственного умершего предка. Деревянные фигуры таких духов-предков, богатырей- покровителей устанавливались в специальных культовых местах. На их лица надевались бронзовые личины, рядом раскладывались оружие и жертвоприношения. «Небесных» защитников изображали и на нагрудных пластинах доспехов, самым прямым и непосредственным образом спасавших «душу и тело» своего хозяина.
Скотоводство-главное занятие саргатцев Племена саргатской культуры занимались скотоводством. Пастбища принадлежали общине или племени, а скот, жилище, утварь, продукты питания перешли в собственность. Лошадь была главным средством передвижения. Кроме скотоводства, племена саргатской культуры знали и земледелие.
Саргатский воин Каждый взрослый мужчина был воином- всадником. Вооружение воина составляли: лук и стрелы, длинный меч, короткий кинжал носившийся на правом боку. Тело воина защищали панцирные доспехи. Знатных воинов хоронили в месте с конским снаряжением.
Культ оружия Из дальних походов воины приносили на сокрытые в тайге культовые места свои трофеи и оставляли их там в качестве дорогой жертвы.
Жилище саргатской культуры Состояло из построек, соединенных между собой крытыми коридорами. Одна из них бала жилой, а остальные использовались как кладовые, хлев, сараи для хранения утвари.
Саргатское стойбище
. Первоначально умершего человека укладывали на спину в неглубокую могилу, а рядом с ним размещали сопроводительные предметы Затем над умершим устанавливали деревянное перекрытие в виде поперечного наката или в виде шатра, и уже потом возводили высокую насыпь. Насыпи курганов сооружали из дерна, глины, бревен. Величина кургана зависела от знатности умершего. В погребальном ритуале использовали огонь. Могильники, состоявшие из нескольких десятков насыпей, располагались невдалеке от поселений на высоких местах. Погребальный обряд у саргатского населения
Война становится частью жизни людей С развитием скотоводства люди стали получать больше продуктов. Поэтому они меньше зависели от прихотей сибирского климата и охотничьей удачи. Теперь племена могли меняться излишками продуктов. Но при этом участились военные столкновения между отдельными племенами. Причиной таких столкновений была борьба за лучшие пастбища и желания вождей племён обогатиться, грабя слабых соседей. Наверное, поэтому все поселения того времени были хорошо укреплены и защищены от набегов врага. Крутые обрывистые берега рек были естественной защитой от нападений врага, а вокруг поселения возводили земляные валы, на верхушке которых ставили бревенчатые заслоны. Лес и кустарник вокруг такого поселения уничтожали, чтобы затруднить незаметный подход врага.
Развивается обмен и торговля Естественно, племена не только воевали. Шло развитие обмена и торговли. Люди обменивались как между собой, так с близкими и дальними соседями. Денег в то время в Сибири не существовало, их заменяли меха, драгоценные изделия, оружие, скот.