Развитие личностных качеств учащихся под влиянием личностно ориентированного взаимодействия на уроке и способы их диагностики
Задачи: Выявление влияния личностно ориентированного взаимодействия, организуемого учителем на уроке, на развитие определённых личностных качеств учащихся Отслеживание динамики в развитии личностных качеств учащихся под влиянием личностно ориентированного взаимодействия на уроке Определение ведущих тенденций в развитии личностных качеств учащихся под влиянием личностно ориентированного взаимодействия на этапе средней и старшей школы.
Субъектность (субъектную позицию) Самостоятельность – способность к независимым действиям, в выборе способов достижения целей Активность – стремление человека расширить сферу своей деятельности Готовность к выбору – осознание ответственности за результаты и последствия своей деятельности
Динамика развития субъектности учащихся в образовательном процессе анкета Сосновских Н. В. 30/63/7 26/64/10 25/64/
43/50/7 41/54/ Увеличивается количество ребят, у которых развита внутренняя активность(осознание того, что успех на уроке зависит от собственных усилий, идёт интеллектуальная включенность в процесс обучения), так и внешняя (выражение своего мнения по поводу обсуждаемой проблеме, обращение к учителю с вопросом)
Большая часть учеников 8 «А» класса выборочно проявляют активность на уроке, при выполнении самостоятельных заданий. Но у них меньше учеников, которые предпочитают быть в роли исполнителей учительских указаний. В 8 «Б» больше ребят, которые имеют свою собственную позицию, отстаивают её, часто проявляют инициативу
Мотивация достижения успеха Каждый человек имеет доминирующую тенденцию руководствуясь либо стремлением к достижениям, либо стремлением к избеганию неудач
Мотивация достижения успеха У учащихся данного класса ярко выражены мотивация на успех, стремление к достижениям в деятельности и в общении, целеустремлённость. Эти мотивы формируются у учащихся на уроках истории в ведущей для этого возраста деятельности – учебной. 83% 17%80% 20%
Результаты исследования показывают, что растёт процент ребят с устойчивой мотивацией на успех. Таким образом, ученики осознают свои способности, возможности и укрепляют на этой основе веру в свои успехи. Мотивация достижения связана с потребностью личности в самореализации, что позволяет формировать у учеников адекватную самооценку и уровень притязаний. 70/23/7 73/24/3 75/22/
В мотивации на успех можно выделить стремление к успеху и тенденцию к избеганию неудач
Результаты исследования мотивации успеха показывают, что в данных классах растёт группа учеников с ярко выраженной мотивацией на успех, целеустремлённость. Постоянное удовлетворение от достигнутого результата приводит к удовлетворённости родом занятий, то есть к стойкому положительному отношению к учебной деятельности на уроках истории и обществознания. 62/25/13 79/16/5 83/14/
Стремление к самоактуализации – открытость опыту, стремление к творчеству 7/74/19 8/73/19 7/72/21
Стремление к самоактуализации Уровень сформированности качеств Диагностическая шкала 2006, 2007, 2008 Познавательные потребности % Креативность % Самопринятие % Самоуважение %Общий результат % 9 кл 10 кл 11 кл 9 кл 10 кл 11 кл 9 кл 10 кл 11 кл 9 кл 10 кл 11 кл 9 кл 10 кл 11 кл Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Данные исследования показывают, что количество учеников, которые стремятся к самоактуализации, творчеству увеличивается. Развивать креативность я стремилась через разноуровневое домашнее задание, задания творческого характера при изучении нового материала. В этом мне помогали методы и приёмы развития критического мышления, проблемной, проектной, игровой технологий обучения. 4/81/15 4/80/16
Анкеты и опросники составлены Гозманом Л. Я Алёшиной Е Загиком М. В Крозом М. В.