Некоторые подходы к анализу личностно ориентированного урока
Анализ «Мысленное расчленение изучаемого предмета на его элементы и исследование каждого элемента в отдельности как части целого» Кондаков Н. И
Педагогический анализ урока не только расчленение урока на составляющие, но и выявление соотношения этих составляющих.
Педагогический анализ урока - это процесс распознания сущности механизма осуществления урока, выяснение пути формирования именно такого конечного результата в соответствии с триединой целью.
Конаржевский Б. А. выделяет три вида анализа урока: Структурный анализ Аспектный анализ Комплексный анализ
Структурный анализ определяет логическую последовательность и взаимосвязь структурных элементов урока Примерная схема структурного анализа урока: Тема, цели урока Содержание урока Виды деятельности учителя и учеников Результаты урока
Аспектный анализ главное внимание уделяется анализу одного из аспектов урока: цели урока; структуре и организации урока; содержанию урока; деятельности учителя на уроке; деятельности учащихся на уроке; домашнему заданию; санитарно – гигиеническим условиям урока; психологическим аспектам занятия.
Примерные цели аспектного анализа урока: Планирование учителем триединой цели урока Организация учителем повторения пройденного материала Оптимальность типа и структуры урока Выбор методов, приёмов, средств обучения Характер взаимоотношений учителя и учеников Подготовка учащихся к выполнению домашнего задания Организация закрепления изученного материала
Комплексный анализ урока – это система аспектных анализов Цель, задачи урока Готовность учителя и учащихся к уроку Организационная структура урока Содержание урока Методическое обеспечение урока Поведение и деятельность учащихся на уроке Характеристика профессиональных качеств учителя Общие результаты урока
Аспекты самоанализа Вопросы для самоанализа 1. Цели (задачи) урокаВ чем заключается основной замысел проведённого мной урока? Как он связан с групповыми и индивидуальными особенностями учащихся, состоянием и результатами учебно-воспитательного процесса в данном классе? Какие цели (задачи) планировала достичь(решить) в ходе урока? 2. Содержание и организация учебного занятия Насколько удачно я сумела избрать содержание учебного материала, тип и форму урока, приёмы и способы организации учебного взаимодействия? 3. Технология работы педагога Какие технологические приёмы я использовала на уроке: - актуализировать и обогатить субъектный опыт учащихся - стимулировать проявление ими инициативы и самостоятельности - создать для учащихся ситуации выбора учебных заданий, форм их выполнения - строить учебное занятие на основе диалога - учитывать индивидуальный темп и стиль учебной деятельности Результативность проведённого урока Удалось ли реализовать замысел урока, достичь поставленных задач? Насколько данное задание было направлено на : - становление и проявление индивидуальности учащихся - развитие творческих способностей школьников - формирование положительной Я – концепции личности учеников - выработку у детей индивидуального стиля познания и поведения В чем достоинства и недостатки урока? Что не удалось решить при его проведении? Как можно исправить недостатки урока?