Жизненный цикл ИС – весь период времени существования ИС, начиная от выработки первоначальной концепции и заканчивая потерей необходимости решения соответствующих задач. Проектирование и внедрение ИС
Основные, организационные и вспомогательные процессы жизненного цикла 1. Основные процессы - разбивают жизненный цикл на два этапа. Это: a.разработка либо приобретение и поставка ПО, b.эксплуатация и сопровождение ПО. 2. Организационные процессы - это процессы, обеспечивающие выполнение всего проекта в целом. К ним относятся управление проектами на начальной стадии, определение, оценка и улучшение самого ЖЦ, обучение персонала и т.п. 3. Вспомогательные процессы - это процессы, обеспечивающие выполнение основных. К ним относятся документирование ПО, управление конфигурацией, обеспечение качества, верификация, аттестация и т.п.
Модели жизненного цикла Модель жизненного цикла - это структура, определяющая последовательность выполнения и взаимосвязи процессов, действий и задач на протяжении ЖЦ. Наибольшее распространение получили спиральная, а затем каскадная модели.
Каскадная модель разработки ПО Каскадная модель разбивает процесс ЖЦ на пять этапов, выполняемых последовательно, один за другим:
Каскадная модель с промежуточным контролем
Спиральная модель разработки ПО
Цель проектирования ИС Целью проектирования ИС является создание проекта. Проект представляет собой совокупность технической документации с детализированным описанием всех проектных решений по созданию и эксплуатации разрабатываемой ИС, в том числе и программы.
Основные принципы проектирования Принцип системности, определяющий единство и взаимосвязь этапов проектирования всех обеспечивающих подсистем;
Основные принципы проектирования Принцип модульности, позволяющий вести разработку системы относительно независимым блоками, при необходимости заменять их или вводить новые, не нарушая системы в целом;
Основные принципы проектирования Принцип адаптируемости, обеспечивающий оперативную и без существенных затрат модернизацию;
Основные принципы проектирования Принцип формализации и типизации проектных решений, их индустриализации и автоматизации;
Основные принципы проектирования Принцип этапности, определяющий очередность разработки и внедрения ее элементов.
Этапы (стадии) проектирования ПРЕДПРОЕКТНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ определение потребности, назначения ИС, основных функциональных характеристик ИС, оценка затрат и возможной эффективности применения ИС
Этапы (стадии) проектирования ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИС разработка структуры и компонент ИС, технологические процессы разработки и испытаний ИС, создание версии ИС и ее внедрение
Этапы (стадии) проектирования ВВОД СИСТЕМЫ функционирование ИС при обработке информации по предметной области с целью выявления адекватности ее назначения
Этапы (стадии) проектирования ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ эксплуатационное обслуживание, развитие функциональных возможностей и повышение эксплуатационных характеристик ИС, тиражирование и адаптация к другим ИС.
Средства автоматизации проектирования К средствам проектирования ИС с помощью компьютера можно отнести CASE-технологии (от английского «Computer-Aided System Engineering» – автоматизированная разработка ПО). Русскоязычный эквивалент – САПР – системы автоматизированного проектирования
CASE-технология Программный комплекс автоматизирующий весь технологический процесс анализа, проектирования, разработки и сопровождения сложных программных систем включающий средства для автоматизированного проектирования модели предметной области и построения схем баз данных, автоматической генерации прикладных программ.
Преимущества CASE-технологий Ускоряют процесс проектирования и разработки системы; Улучшают качество создаваемых ИС за счет применения современных методов проектирования, формализации проекта, средств автоматического контроля; Дают возможность создавать прототип будущей ИС, что позволяет на ранних этапах оценить ожидаемый результат; Освобождают разработчиков от рутинной работы, позволяя сосредоточиться на творческой части разработки проекта; Поддерживают развитие и сопровождение разработки ИС.