Михаил Васильевич Нестеров 1862 – 1942
«Жил я своим художеством и, худо ли, хорошо ли, прожил жизнь с кистью в руке» Автопортрет Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в Петербургской Академии художеств Член товарищества передвижников (1896 – 1901). Учредитель Союза русских художников (1903) Классик русской реалистической живописи, мастер религиозного жанра. Академик живописи Заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии. Автор книги воспоминаний «Давние дни» (1942)
В Уфе. 1884Кабинет отца е Нестеров родился в Уфе, в патриархальной купеческой семье, интересовавшейся историей, литературой и музыкой
Влияние В. Перова заметно в первых картинах Нестерова в т.н. жанре бытового анекдота Жертва приятелей. 1881В снежки. 1879Знаток. 1884
Домашний арест. 1883
В годы учебы А. Саврасов передал Нестерову тонкое ощущение природы, В. Маковский – интерес к исторической теме Шутовской кафтан. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным Сбор на погорелый храм в Москве До государя челобитчики. 1886
Образ умершей при рождении дочери первой жены (1886) Нестеров повторял из работы в работу Христова невеста. 1913Царевна. 1887
За приворотным зельем. 1888
С картины «Пустынник» главной темой Нестерова становится религиозная тема, образ святой Руси. На деньги, полученные за нее от П.М. Третьякова художник отправился в первое заграничное путешествие Пустынник. 1888–1889
Видение отроку Варфоломею. 1889–1890
Труды преподобного Сергия. 1862–1897 Цикл картин, посвященных жизни преп. Сергия Радонежского
Преподобный Сергий. 1891–1899Юность преподобного Сергия. 1892–1897
Символом духовного просветления и единства с Богом в картинах Нестерова становится природа – гармония неярких северных пейзажей. Это сочетание трепетной красоты и умиротворенности получило название «нестеровского пейзажа» Лель. Весна. 1933
Картины, посвященные жизни заволжских старообрядцев из романов Мельникова-Печерского На Волге Две сестры Лето За Волгой 1905
На горах Великий постриг «Великий постриг» – лучшая картина из цикла про старообрядцев
Под Благовест В 1900 г. в Париже на Всемирной выставке Нестеров получил серебряную медаль за картины «Чудо» и «Под Благовест» Чудо (не сохранилась). 1897
Молчание Соловки. 1917
Церковная живопись Фрагменты росписи церкви в Абастумани Святая Варвара. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве Покров. 1914
Путь ко Христу. 1910–1911. Покровский храм Марфо-Мариинской обители, Москва
Утро Воскресения. Покровский храм Марфо-Мариинской обители
На Руси (Душа народа) 1914–1916 Святая Русь. 1901–1905
Любимый жанр – портрет С.И. Мамонтов и П.А. Спиро у рояля. 1882Портрет Елены Праховой. 1894Портрет баронессы Н.Г. Яшвиль 1905
Автопортрет. 1915
Девушка у пруда (Н.М. Нестерова) 1923 Нестеров всерьез обратился к жанру портрета в начале XX в. Портрет Ольги Михайловны Нестеровой (Амазонка) Портрет Е.П. Нестеровой (за вышиванием) 1923
Мыслитель (портрет профессора И.А. Ильина). 1921–1922 Философы. Портрет П.А. Флоренского и С.Н. Булгакова. 1917
Портреты советской эпохи Портрет А.В. Щусева Портрет В.М. Васнецова Портрет академика А.Н. Северцова. 1935
Портрет академика И.П. Павлова (1849–1936). 1935
Портрет хирурга С.С. Юдина. 1935
Портрет братьев Павла и Александра Кориных. 1930Автопортрет. 1928
Портрет скульптора И. Шадра. 1934Портрет скульптора Веры Игнатьевны Мухиной. 1940
Для заработка Нестеров выполнял рисунки для журналов и книг, в том числе для собраний сочинений Пушкина, Гоголя, Достоевского, для издания сказок и былин Иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». 1882
Презентация подготовлена на основании материалов Е. Медковой, И. Языковой. Газета «Искусство» 20/2010 Осень в деревне. 1942