Родительское собрание в 1-а классе Подготовила кл.руководитель Исакова Е.Н.
Тема:«Как помочь ребенку стать внимательным» Цель:доказать, что ребёнок будет более внимательным, если: выяснить причины неадекватного поведения; выяснить причины неадекватного поведения; проводить системные занятия по её корректировке и формированию привычки. проводить системные занятия по её корректировке и формированию привычки.
Результаты анкеты «Выбор пути» 1. Часто ли ваш ребёнок отвлекается во время выполнения заданий?- Да. 13– чел. - Трудно ответить.2- чел. - Нет.2– чел. 2. Можно ли назвать вашего ребёнка сосредоточенным, усидчивым?- Да -3 - Трудно ответить 5 чел - Нет 8 чел -иногда-1 чел. 3. Хотелось бы вам, чтобы ваш ребёнок был внимательным?- Да. 17 чел - Трудно сказать Нет.- 4. Что Вы делаете для того, чтобы у вашего ребёнка развивалось внимание?- Играем в настольные игры, упражнения на сравнение,решаем ребусы. Сравниваем картинки. Чтение текста и беседа по вопросам, выполнение заданий на время - Без ответа. 4 чел. 5. Считаете ли Вы, что такие собрания необходимо посещать всей семьёй? - 12 чел-да 2 чел-нет 2 чел-без ответа
Работа в группах. Продолжите фразу: Продолжите фразу: « Внимательный ребенок – это…»
Внимание может быть: непроизвольным, т.е. не имеющим цели и волевого усилия, произвольным – т.е. наличие цели и активное её поддержание, произвольным – т.е. наличие цели и активное её поддержание, после произвольным, т.е. – наличие цели, но без волевого усилия.
Работа в группах Как вы понимаете выражения : концентрировать внимание – это….. концентрировать внимание – это….. переключать внимание - это … переключать внимание - это … распределять внимание – это… распределять внимание – это… устойчивость внимания – это… устойчивость внимания – это…
Внимание можно и нужно развивать! Самому ребёнку развить произвольные процессы трудно. И главные помощники в этом могут стать мама и папа. Самому ребёнку развить произвольные процессы трудно. И главные помощники в этом могут стать мама и папа.
Индивидуальные особенности внимания школьников Устойчивое, но слабо переключаемое внимание: дети могут долго и старательно решать одну задачу, но с трудом переходят к следующей. Устойчивое, но слабо переключаемое внимание: дети могут долго и старательно решать одну задачу, но с трудом переходят к следующей. Легко переключаемое внимание в процессе работы, но так же и легко отвлекаемое на посторонние моменты. Легко переключаемое внимание в процессе работы, но так же и легко отвлекаемое на посторонние моменты. Хорошо организованное внимание сочетается с малым объёмом работы. Хорошо организованное внимание сочетается с малым объёмом работы. Легко отвлекаемое внимание. Легко отвлекаемое внимание. Устойчивое непроизвольное внимание: дети сосредоточивают внимание на интересных особенностях изучаемого материала. Устойчивое непроизвольное внимание: дети сосредоточивают внимание на интересных особенностях изучаемого материала.
Практическая работа. 1. акабос, ацисил, тёломас, огород, цяаз, алокш, ланеп и др. 1. акабос, ацисил, тёломас, огород, цяаз, алокш, ланеп и др. Упражнение 2. Нарисуй точки так, как показано на листочке. Упражнение 2. Нарисуй точки так, как показано на листочке. Упражнение 3. даны слова: крот, дзот, год, фронт, оплот, пилот, флот, оплот, поворот. Каким по счёту будет слово оплот. Упражнение 3. даны слова: крот, дзот, год, фронт, оплот, пилот, флот, оплот, поворот. Каким по счёту будет слово оплот. Упражнение 4. Корректурная проба. Упражнение 4. Корректурная проба. Задание 5. Кот в шапке. (В шапке находятся вопросы и задания по данной проблеме. Дети, не глядя, берут из шапки вопросы и сразу начинают давать совет по тому или иному вопросу. Задание 5. Кот в шапке. (В шапке находятся вопросы и задания по данной проблеме. Дети, не глядя, берут из шапки вопросы и сразу начинают давать совет по тому или иному вопросу. Самый внимательный. Самый внимательный. Внимательно послушать текст и посчитать в нём количество слов со звуком П. Внимательно послушать текст и посчитать в нём количество слов со звуком П. Белый снег пушистый кружится, порхает, и под ноги тихо - тихо оседает. Протяни ладошку – подержи пушинки, как красивы эти белые снежинки! Белый снег пушистый кружится, порхает, и под ноги тихо - тихо оседает. Протяни ладошку – подержи пушинки, как красивы эти белые снежинки! Игра. Исправь ошибки. Цель игры научить следовать инструкции, сосредоточивать и удерживать внимание на учебном объекте. Игра. Исправь ошибки. Цель игры научить следовать инструкции, сосредоточивать и удерживать внимание на учебном объекте.
Инструкция: предупредить сначала о возможных ошибках, которые не заметил сказочный герой в своей работе, и просит следить за его работой на доске. Инструкция: предупредить сначала о возможных ошибках, которые не заметил сказочный герой в своей работе, и просит следить за его работой на доске. В процессе работы сознательно допускаются сначала грубые. Потом всё более мелкие ошибки. В процессе работы сознательно допускаются сначала грубые. Потом всё более мелкие ошибки. Найди спрятавшиеся слова: долпраптекамтрьдроздалжекарандаштмопр дятеллевшаноликлитма Найди спрятавшиеся слова: долпраптекамтрьдроздалжекарандаштмопр дятеллевшаноликлитма Игра Зеркало Игра Зеркало Игра Летает – не летает Игра Летает – не летает
Упражнения для развития внимания. 1. Развитие концентрации внимания. Находить и вычерчивать определённые буквы в печатном тексте; переплетенные нити Находить и вычерчивать определённые буквы в печатном тексте; переплетенные нити 2. Увеличение объёма внимания и кратковременной памяти. Это работать с таблицами Шульте (с цифрами и с буквами, от 1 до 25, черного и красного цвета), увидеть боковым зрением как можно больше предметов –справа, слева, зрительные диктанты, запоминание порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд (число предметов можно увеличивать) Это работать с таблицами Шульте (с цифрами и с буквами, от 1 до 25, черного и красного цвета), увидеть боковым зрением как можно больше предметов –справа, слева, зрительные диктанты, запоминание порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд (число предметов можно увеличивать) 3. Тренировка распределения внимания: Выполнение двух разноплановых заданий чтение текста и подсчет ударов карандаша по столу). Выполнение двух разноплановых заданий чтение текста и подсчет ударов карандаша по столу). 4. Развитие навыка переключения внимания: Работы с печатным текстом. Чередование правил подчеркивания и вычеркивания определенных букв. Работы с печатным текстом. Чередование правил подчеркивания и вычеркивания определенных букв.
Проявления дефицита внимания у детей 1Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребёнок корчится, извивается. 1Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребёнок корчится, извивается. 2Не может сидеть спокойно на месте. Когда требуется это. 2Не может сидеть спокойно на месте. Когда требуется это. 3Легко отвлекается на посторонние стимулы. 3Легко отвлекается на посторонние стимулы. 4С трудом дожидается своей очереди во время игры и в различных других ситуациях в коллективе (занятия в школе, экскурсии) 4С трудом дожидается своей очереди во время игры и в различных других ситуациях в коллективе (занятия в школе, экскурсии) 5На вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав до конца. 5На вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав до конца. 6При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания). 6При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания). 7С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр. 7С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр. 8Часто переходит с одного незавершенного действия к другому. 8Часто переходит с одного незавершенного действия к другому. 9Не может играть тихо, спокойно. 9Не может играть тихо, спокойно. 10Болтливый. 10Болтливый. 11Мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей). 11Мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей). 12Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь. 12Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь. 13Теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, карандаши, книги т.д.) 13Теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, карандаши, книги т.д.) 14Часто совершает опасные действия. Не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам). При этом не ищет приключений или острых ощущений. 14Часто совершает опасные действия. Не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам). При этом не ищет приключений или острых ощущений.
Признаки гиперактивности 1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребёнок корчится, извивается. 1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребёнок корчится, извивается. 2. Не может сидеть спокойно на месте. Когда требуется это. 2. Не может сидеть спокойно на месте. Когда требуется это. 9. Не может играть тихо, спокойно. 9. Не может играть тихо, спокойно. 10Болтливый. 10Болтливый.
Невнимательности и отвлекаемости 3. Легко отвлекается на посторонние стимулы. 3. Легко отвлекается на посторонние стимулы. 6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания). 6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания). 12. Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь. 12. Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь. 13. Теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, карандаши, книги т.д.) 13. Теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, карандаши, книги т.д.)
Импульсивности 4. С трудом дожидается своей очереди во время игры и в различных других ситуациях в коллективе (занятия в школе, экскурсии) 4. С трудом дожидается своей очереди во время игры и в различных других ситуациях в коллективе (занятия в школе, экскурсии) 5. На вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав до конца. 5. На вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав до конца. 11. Мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей). 11. Мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей). 14. Часто совершает опасные действия. Не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам). При этом не ищет приключений или острых ощущений. 14. Часто совершает опасные действия. Не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам). При этом не ищет приключений или острых ощущений.
Причины нарушения поведения Органическое поражение мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция), Органическое поражение мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция), Асфиксия новорождённого. Асфиксия новорождённого. Генетический фактор, когда синдром дефицита внимания может носить семейный характер. Генетический фактор, когда синдром дефицита внимания может носить семейный характер. Особенности центральной нервной системы. Особенности центральной нервной системы. Пищевые факторы (высокое содержание углеводов в пище приводит к ухудшению показателей внимания). Пищевые факторы (высокое содержание углеводов в пище приводит к ухудшению показателей внимания). Социальные факторы (непоследовательность и несистематичность воспитательных воздействий и прочие факторы). Социальные факторы (непоследовательность и несистематичность воспитательных воздействий и прочие факторы).
Совет В воспитании детей с дефицитом внимания необходимо избегать двух крайностей: Проявления чрезмерной жалости и вседозволенности; Проявления чрезмерной жалости и вседозволенности; Постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнять. Постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнять.