Проект «Слово – энергетическое оружие» Актуальность: низкий уровень культуры речи в современном обществе
Проблема: Проблема: создание положительной школьной энергетики. Цели: 1. Создание положительной энергетики школьного микроклимата; 2. Привить учащимся навыки культуры речи; 3. Слово тоже поступок. Больше положительных поступков! Гипотеза: в школе создалась отрицательная энергетика, так как дети часто нарушают общепринятые литературные нормы
План проекта: 1 группа: социологический опрос «Как мы говорим?» 2 группа: исследование «Молодёжный сленг в современной культуре речи». культуре речи». 3 группа: исследование «Роль нецензурных выражений в молодёжной среде». молодёжной среде». 4 группа: исследование «Анализ рекламных объявлений в средствах массовой информации». средствах массовой информации». 6. Урок- дискуссия «Слово – энергетическое оружие» 5 группа: выпуск памятки с советами создания гармоничной энергетики посредством слова. энергетики посредством слова.
Первый этап. Подготовка учащихся к работе над проектом. Второй этап. Выбор проблемы. Третий этап. Сбор информации. Четвёртый этап. Разработка собственного варианта решения проблемы проблемы Пятый этап. Реализация плана действия команды учащихся. Шестой этап. Подготовка к защите проекта. Седьмой этап. Презентация проекта. Восьмой этап. Рефлексия.. Методы работы над проектом
СЛОВО – ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ (Урок - дискуссия) Цели: Цели: выяснить разные точки зрения на употребление в современном языке нецензурных выражений; выяснить разные точки зрения на употребление в современном языке нецензурных выражений; предупреждать употребление учащимися бранных слов, мата; предупреждать употребление учащимися бранных слов, мата; воспитывать культуру речевого поведения во время дискуссии; стимулировать речевую активность; воспитывать культуру речевого поведения во время дискуссии; стимулировать речевую активность; прививать любовь к русскому языку. прививать любовь к русскому языку.
Важнейший способ узнать человека – Важнейший способ узнать человека – прислушаться к тому, как он говорит… прислушаться к тому, как он говорит… Язык человека – это его мировоззрение и Язык человека – это его мировоззрение и его поведение, как говорит, так, его поведение, как говорит, так, естественно, и думает. естественно, и думает. Д. С. Лихачёв Д. С. Лихачёв
Есть слова – словно раны, слова – словно суд, С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить. Есть слова – словно раны, слова – словно суд, С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить. В. Шефнер
Есть слова пострашнее, чем порох, Есть слова пострашнее, чем порох, Чем снаряд над окопными рвами. Чем снаряд над окопными рвами. Я советую людям при ссорах Я советую людям при ссорах Осторожнее быть со словами. Осторожнее быть со словами. Мир устроен на этой основе Мир устроен на этой основе И достаточно, в общем, серьёзно: И достаточно, в общем, серьёзно: О любом опрометчивом слове О любом опрометчивом слове Пожалеете рано иль поздно. Пожалеете рано иль поздно. Вы к словам проявляйте терпенье, Вы к словам проявляйте терпенье, Не берите в расчёт кривотолков, Не берите в расчёт кривотолков, Ведь от них остаются раненья, Ведь от них остаются раненья, Как от мелких, но острых осколков. Как от мелких, но острых осколков. М. Матусовский М. Матусовский
Социологический опрос
Дискуссия о бранных словах. «Если бесстыдство быта (брань) переходит в язык, то бесстыдство языка создаёт ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело» «Если бесстыдство быта (брань) переходит в язык, то бесстыдство языка создаёт ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело» Д. С. Лихачёв Д. С. Лихачёв
Один из многих вариантов языковой единицы, принятый обществом как единственно правильный Один из многих вариантов языковой единицы, принятый обществом как единственно правильный Норма
Сленг (англ. slang) Сленг (англ. slang) Молодежный сленг профессиональный сленг Молодежный сленг профессиональный сленг жаргонная речь лиц определенного круга
грабли тыква копыта
У 40% школьников не деньги, а бабло. 28% не говорят, а базарят. Также 20% учеников не волнуются и переживают, а парятся. В случае безразличия 40% говорят пофигу. Если же какая-то задумка не удалась, у 22% облом. При отрицательных эмоциях 27% говорят «отстой» и 14% - «жесть». В случае, если что-то получается или понравилось (при положительных эмоциях) 42% говорят «прикольно», 35% - «круто», 15% - «клево» и всего 2% говорят «реально». У 40% школьников не деньги, а бабло. 28% не говорят, а базарят. Также 20% учеников не волнуются и переживают, а парятся. В случае безразличия 40% говорят пофигу. Если же какая-то задумка не удалась, у 22% облом. При отрицательных эмоциях 27% говорят «отстой» и 14% - «жесть». В случае, если что-то получается или понравилось (при положительных эмоциях) 42% говорят «прикольно», 35% - «круто», 15% - «клево» и всего 2% говорят «реально».
Ты помнишь, как из тьмы былого, Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва укутана в атлас, Едва укутана в атлас, С портрета Рокотова снова С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Смотрела Струйская на нас? Её глаза – как два тумана, Её глаза – как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Полуулыбка, полуплач, Её глаза – как два обмана, Её глаза – как два обмана, Покрыты мглою неудач. Покрыты мглою неудач. Соединенье двух загадок, Соединенье двух загадок, Полувосторг, полу испуг, Полувосторг, полу испуг, Безумной нежности припадок, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук… Предвосхищенье смертных мук… Н.Заболоцкий Н.Заболоцкий
Эвфемизмы – нейтральные выражения, заменяющие грубые и непристойные. Они помогут избежать конфликтов, неудач, установить отношения, проявить уважение. Эвфемизмы – нейтральные выражения, заменяющие грубые и непристойные. Они помогут избежать конфликтов, неудач, установить отношения, проявить уважение.
засилье жаргона засилье жаргона скудность, однообразие лексики скудность, однообразие лексики сквернословие, матерщина сквернословие, матерщина речь журналистов, дикторов оставляет желать лучшего речь журналистов, дикторов оставляет желать лучшего ошибки в текстах рекламных объявлений ошибки в текстах рекламных объявлений неоправданное употребление иностранных слов неоправданное употребление иностранных слов Болезни языка речь засоряется и огрубляется
Отсутствие запретов или хотя бы критики со стороны многих взрослых при употреблении ненормативной лексики вызывает уверенность в правильности словоупотребления; Отсутствие запретов или хотя бы критики со стороны многих взрослых при употреблении ненормативной лексики вызывает уверенность в правильности словоупотребления; Бедность словаря подростков объясняется и тем, что учащиеся пассивны на уроках и ведущая роль на уроке принадлежит учителю; Бедность словаря подростков объясняется и тем, что учащиеся пассивны на уроках и ведущая роль на уроке принадлежит учителю; В век компьютеризации не проявляется интерес к классической литературе и искусству. В век компьютеризации не проявляется интерес к классической литературе и искусству. Причины болезней Причины болезней языка языка Причины болезней Причины болезней языка языка
Стыд – одно из самых тонких, деликатных и вместе с тем жизненно необходимых качеств. Человек должен стыдиться и много стыдиться, если он человек. Стыд – одно из самых тонких, деликатных и вместе с тем жизненно необходимых качеств. Человек должен стыдиться и много стыдиться, если он человек.
(устар.) скверна слово Словарь В.И. Даля мерзость гнусное пакость гниль грязь противное вонь мертвечина гадость Сквернословие- это речь, наполненная неприличными словами, выражениями, бранью.
Два пути Включить программу самоуничтожения Путь духовного роста, самосовершенствования, красоты
Как сохранить чистоту речи? Не говорите плохих слов сами Не говорите плохих слов сами Не копируйте других Не копируйте других Сохраняйте самобытность и свою культуру речи Сохраняйте самобытность и свою культуру речи Помните! Помните! «Не то, что входит в уста, оскверняет их, но то, что выходит из уст»
О чём мы говорили? О чём мы говорили? Как вы себе отвечаете на вопрос: что такое сквернословие – порок или болезнь? Как вы себе отвечаете на вопрос: что такое сквернословие – порок или болезнь? Так ли опасно сквернословие, его распространение, на ваш взгляд? Так ли опасно сквернословие, его распространение, на ваш взгляд? Какие варианты решения проблемы сквернословия для общества вы бы предложили? Какие варианты решения проблемы сквернословия для общества вы бы предложили? Как эту проблему будете решать для себя? Как эту проблему будете решать для себя?
Добрые слова Ах, как нам добрые слова нужны! Не раз мы в этом убеждались с вами, А может, не слова – дела важны? Дела делами, а слова – словами. Они живут у каждого из нас, На дне души до времени хранимы, Чтоб их произнести в тот самый час, Когда они другим необходимы! М. Лисянский М. Лисянский
Домашнее задание: - творческая работа «Как я отношусь к сквернословию» -составить памятку с советами создания гармоничной энергетики посредством слова
1.Арбатский, Л. А. Толковый словарь русской брани. – М.: ООО Изд-во «Яуза», Варанья В. А. Путешествие в слово: книга для внеклассного чтения, - М.: ООО «Русское слово –РС», Мокиенко В. М. Никитина, Т. Г. Русское сквернословие, Краткий,но выразительный словарь. –М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», Парамонова С. О. сквернословии. – М.: Развитие духовности, культуры и науки, Розенталь Д. Э. Говорите и пишите по-русски правильно. – М.: Айрис-пресс, Сёмушкина Л. Н. Культура русской устной речи:словарь- справочник. – М.: Айрис-пресс, Литература