Единый информационно-методический день ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования» «Введение ФГОС основного общего образования: педагогические и управленческие практики» Секция 2. Разработка основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Преемственность федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования. 26 марта 2015 год
Модераторы секции: Раис Расыхович Ильясов, доцент кафедры управления образованием ГАОУ ДПО СО «ИРО» Татьяна Владимировна Наймушина, заместитель директора МАОУ «Еврогимназия», г. Ревда Время работы секции: – 14.10
Задачи работы секции: 1. Актуализировать нормативное правовое обеспечение формирования и реализации основной образовательной программы основного общего образования. 2. Представить требования к структуре и содержанию основной образовательной программы основного общего образования на основе опыта пилотного введения ФГОС ООО базовыми площадками ГАОУ ДПО СО «ИРО». 3. Обозначить направления реализации преемственности основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.
Образовательная программа (ОП) – комплекс: объем содержание планируемые результаты организационно- педагогических условий форм аттестации (в случаях, предусмотренных ФЗ) который представлен в виде учебного плана календарного учебного графика рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) иных компонентов оценочных материалов методических материалов основных характеристик образования
Основная образовательная программа основного общего образования определяет: цели образовательной деятельности задачи образовательной деятельности планируемые результаты образовательной деятельности содержание образовательной деятельности организацию образовательной деятельности
ООП ООО направлена на: обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся формирование общей культуры развитие обучающихся саморазвитие и самосовершенствование обучающихся духовно-нравственное гражданское социальное личностное интеллектуальное
Нормативные правовые и содержательные основания проектирования основной образовательной программы основного общего образования Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 7 мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня, 21 июля, 31 декабря 2014 г. ) Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г.)
Нормативные правовые и содержательные основания проектирования основной образовательной программы основного общего образования Приказ Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от 13 декабря 2013 г., 28 мая 2014 г.) Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» Примерная основная образовательная программа основного общего образования (проект)
Государственная информационная система "Реестр примерных основных образовательных программ" Адрес сайта: Проект примерной основной образовательной программы основного общего образования
Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями от ) (с) (с) Раздел 3. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования П. 13 –
Части ООП ООО обязательная (70% от её общего объема) формируемая участниками образовательных отношений (30%) Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более 6020 часов. урочной деятельности внеурочной деятельности реализуется через организацию
Структура основной образовательной программы основного общего образования Три раздела основной образовательной программы основного общего образования: Целевой раздел Содержательный раздел Организационный раздел (п. 14 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования)
Разделы ООП ООО целевой содержательный организационный пояснительная записка планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО цели реализации ООП ООО, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС ООО к результатам освоения обучающимися ООП ООО принципы и подходы к формированию ООП ООО Планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО должны уточнять и конкретизировать общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательной деятельности, так и с позиции оценки достижения этих результатов учебный план основного общего образования система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС ООО система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО программа развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени ООО программа воспитания и социализации обучающихся на ступени ООО, включающую такие направления, как: программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных программа коррекционной работы Обязательные предметные области и учебные предметы Филология Математика и информатика Общественно-научные предметы Технология Основы духовно-нравственной культуры народов России Искусство Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся социализация и профессиональная ориентация формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни Естественно-научные предметы календарный учебный график план внеурочной деятельности
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г (с изменениями и дополнениями от ) Организация образовательной деятельности по основным образовательным программам основного общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей основной образовательной программы основного общего образования (п. 17 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования)
Целевой раздел основной образовательной программы основного общего образования: опыт проектирования, возможные затруднения и пути их преодоления Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования Вопросы для обсуждения: Как качественно определить планируемые результаты? Как реализовать преемственность в планируемых результатах реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования? Как учесть специфику деятельности образовательной организации при подготовке данного раздела программы? Пример: фрагмент ООП ООО
Организационный раздел основной образовательной программы основного общего образования: опыт проектирования, возможные затруднения и пути их преодоления Учебный план основного общего образования Обязательные требования: включить обязательные предметные области и учебные предметы; учебный план – перспективный документ: разрабатывается сразу на 5 лет обучения; необходимость введения учебных курсов, обеспечивающих образовательные потребности и интересы обучающихся, в том числе этнокультурные (в части, формируемой участниками образовательных отношений); нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего образования – 5 лет (срок обучения можно увеличить на 1 год для детей с ОВЗ); количество учебных занятий за 5 лет – не менее часов и не более 6020 часов. (п федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования)
Организационный раздел основной образовательной программы основного общего образования: опыт проектирования, возможные затруднения и пути их преодоления Учебный план основного общего образования Вопросы для обсуждения: Как качественно наполнить часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений? Как реализовать преемственность основных образовательных программ начального общего и основного общего образования при наполнении части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений? Как учесть специфику деятельности образовательной организации при наполнении части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений? Пример: фрагмент ООП ООО
Организационный раздел основной образовательной программы основного общего образования: опыт проектирования, возможные затруднения и пути их преодоления План внеурочной деятельности Обязательные требования: разработка плана по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное; разнообразие форм внеурочной деятельности обучающихся; обеспечение добровольной основы участия во внеурочной деятельности в соответствии с выбором участников образовательных отношений; план внеурочной деятельности: направления, формы организации, объем часов по годам обучения; план внеурочной деятельности – перспективный документ: разрабатывается сразу с 5 по 9 класс; объем внеурочной деятельности за пять лет обучения до 1750 часов. (п федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (в ред. приказа 1644))
Организационный раздел основной образовательной программы основного общего образования: опыт проектирования, возможные затруднения и пути их преодоления План внеурочной деятельности Вопросы для обсуждения: Как качественно сформировать план внеурочной деятельности? Как реализовать преемственность основных образовательных программ начального общего и основного общего образования при формировании плана внеурочной деятельности? Как учесть выбор участников образовательных отношений и специфику деятельности образовательной организации при наполнении плана внеурочной деятельности? Пример: фрагмент ООП ООО
Содержательный раздел основной образовательной программы основного общего образования: опыт проектирования, возможные затруднения и пути их преодоления Обязательные требования: ориентироваться на требования к разделам основной образовательной программы основного общего образования (п ФГОС ООО); при наполнении обязательной части содержательного раздела учитывать примерную основную образовательную программу основного общего образования; при наполнении части содержательного раздела, формируемой участниками образовательных отношений, учитывать образовательные потребности и интересы обучающихся, специфику деятельности образовательной организации
Содержательный раздел основной образовательной программы основного общего образования: опыт проектирования, возможные затруднения и пути их преодоления Вопросы для обсуждения: Как качественно наполнить содержательный раздел основной образовательной программы? Как учесть образовательные потребности и интересы обучающихся при формировании содержательного раздела основной образовательной программы основного общего образования? Как реализовать преемственность основных образовательных программ начального общего и основного общего образования? Пример: фрагмент ООП ООО
Итог Общие выводы по результатам работы секции Рекомендации по итогам работы секции