МОУ «Западнодвинская СОШ 1» ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ Семинар учителей иностранных языков Выполнила: ИВАНОВА И.Е., РУКОВОДИТЕЛЬ РМО УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
При первоначальном изучении всякого иностранного языка есть всегда скучные трудности, которые должен преодолеть ребенок по возможности быстрее. Когда он начнет уже кое-что понимать и читать хотя какие-нибудь легонькие вещи, тогда занятие становится для него приятным… К. Д. Ушинский
СТРУКТУРА ЧТЕНИЯ КАК ВИДА РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения. Чтение – это средство формирования и контроля смежных речевых умений и навыков.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ Лингвистический компонент. Психологический компонент. Методологический компонент.
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ Буквы. Буквосочетания. Слова. Словосочетания. Предложения.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ Навыки чтения вслух и по себя слов, словосочетаний, предложений, текста. Умения антиципации, вычленения главного, сокращения, интерпретации.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ Умение читать по ключевым словам. Умение пользоваться транскрипцией при чтении. Умение пользоваться справочным аппаратом. Умение осуществлять языковую и контекстуальную догадку.
СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (ЧТЕНИЕ) Чтение вслух небольших текстов, содержащих изученный языковой материал; Соблюдение правильного ударения в словах и фразах, правильной интонации; Чтение про себя и понимание небольших текстов (содержащих только изученный материал), а также несложных текстов, содержащих отдельные новые слова; Нахождение в тексте необходимой информации (имени главного героя, места действия); Использование двуязычного словаря учебника.
СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (ЧТЕНИЕ) Чтение и понимание текстов с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания текста (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое \ поисковое чтение). Использование словаря независимо от вида чтения.
Чтение с пониманием основного содержания аутентичных текстов на материалах, отражающих особенности быта, жизни, культуры стран изучаемого языка. Формирование умений : Определять тему, содержание текста по заголовку; Выделять основную мысль; Выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные; Устанавливать логическую последовательность основных фактов текста.
Чтение с полным пониманием содержания несложных аутентичных адаптированных текстов разных жанров Формирование умений: Полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной переработки (раскрытие значения незнакомых слов, грамматический анализ, составление плана); Оценивать полученную информацию, выражать свое мнение; Комментировать \ объяснять те или иные факты, описанные в тексте.
Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации Умение просмотреть текст (статью или несколько статей из газеты, журнала) и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для учащихся.
СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (ЧТЕНИЕ) Дальнейшее развитие всех основных видов чтения аутентичных текстов различных стилей: публицистических, научно-популярных (в том числе страноведческих), художественных, прагматических, а также текстов из разных областей знания (с учетом межпредметных связей): Ознакомительного чтения – с целью понимания основного содержания сообщений, репортажей, отрывков из произведений художественной литературы, несложных публикаций научно-познавательного характера; Изучающего чтения – с целью полного и точного понимания информации прагматических текстов (инструкций, рецептов, статистических данных); Просмотрового \ поискового чтения – с целью выборочного понимания необходимой \ интересующей информации из текста статьи, проспекта.
Развитие умений: выделять основные факты; отделять главную информацию от второстепенной; предвосхищать возможные события \ факты; раскрывать причинно-следственные связи между фактами; понимать аргументацию; извлекать необходимую \ интересующую информацию; определять свое отношение к прочитанному.
КОГДА НАЧИНАТЬ ОБУЧАТЬ ЧТЕНИЮ? С самых первых уроков. Одновременно с формированием всех остальных навыков и умений. После достаточно продолжительного устного вводного курса. После небольшого устного вводного курса. После того. Как будут освоены базовые речевые модели в рамках нескольких учебных тем.
КАКОВА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ В ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ? Последовательно обучать алфавиту с разграничением названия буквы и звуков, ею предаваемых. Обучать буквам, которые чаще всего встречаются в тех речевых моделях, которым мы обучаем (включая гласные и согласные). Начинать обучение с согласных букв в тех речевых моделях, которыми овладевают учащиеся. Сформировать звуко - буквенные соответствия на уровне согласных, которые в языке составляют «костяк» слова, а затем переходить к чтению гласных в разных типах слогов. Обучать чтению слов, не выделяя отдельные буквы, закрепляя лишь графический образ слова в целом. Читать интернациональные слова, одновременно изучая буквы и звуки, ими передаваемые, а также устанавливая их различия в родном и иностранном языках.
Чтение про себя – основная форма чтения - имеет целью извлечение информации, оно «монологично», совершается наедине с собой. Чтение вслух – вторичная форма, оно «диалогично», его назначение в основном в передаче информации другому лицу.
ЧТЕНИЕ ВСЛУХ И ПРО СЕБЯ Форма чтения Начальный этап Средний этап Старший этап Вслух 90%50%10% Про себя 10%50%90%
ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ ВСЛУХ Дотекстовый период – отработка первичной материи (графики), чтение букв, буквосочетаний, слов, словосочетаний, простых предложений. Текстовый период – чтение простых, но связных текстов.
РЕЖИМЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ВСЛУХ 1. Чтение вслух на основе эталона (речь учителя, звукозапись). 2. Чтение вслух без эталона, но с подготовкой во времени. 3. Чтение без эталона и предварительной подготовки.
ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ Темп чтения (определенное количество слов в минуту); Соблюдение норм ударения (смыслового, логического; не ударять служебные слова и т.д.); Соблюдение норм паузации; Использование правильных моделей интонирования; Понимание прочитанного.
ОРГАНИЗАЦИЯ КОНКУРСА НА ЛУЧШЕГО ЧТЕЦА Отбор жюри (3-4 человека из занявших первые призовые места на предыдущем конкурсе). Определить параметры, по которым проводится конкурс: качество произношения наиболее трудных звуков, ударение (словесное, фразовое), паузы, мелодика, беглость и выразительность. Чтения текста участниками конкурса (тексты могут быть разными). Решение смысловых задач, отличающихся от тех, которые предлагались при первом обращении к этим текстам. Оценка чтения членами жюри, определение призовых мест.
ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНЫМ ТЕКСТАМ Соблюдать разумный баланс в объеме текстов. Слишком длинные тексты утомляют. Только на коротких невозможно формировать многие виды чтения. Место основной идеи либо в начале, либо в конце текста. Соотносить тематику текстов с учебной программой и с реальными возрастными интересами и потребностями учащихся, с едиными задачами воспитания. Образования и развития личности. Соответствие проблематики текстов возрасту, интересам и возможностям обучаемых.
ФОРМЫ ЗАДАНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА КОНТРОЛЬ РАЗНООБРАЗНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ЧТЕНИЯ Задания на множественную подстановку. Задания на множественный выбор. Восстановление текста. Поиск конкретной информации.
ЭТАПЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ Дотекстовый. Цель – определить речевую задачу для первого прочтения; создать необходимый уровень мотивации у учащихся; по возможности сократить уровень языковых и речевых трудностей. Текстовый. Цель – проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений; продолжить формирование соответствующих навыков и умений. Послетекстовый. Цель – использовать ситуацию текста в качестве языковой \ речевой \ содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.
ЗАДАНИЯ ДОТЕКСТОВОГО ЭТАПА 1. Работа с заголовком. Определить тематику текста; перечень поднимаемых в нем проблем; ключевые слова и выражения и т.д. 2. Использование ассоциаций, связанных с именем автора. 3. Сформулировать предположения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций. 4. Ознакомиться с новой лексикой и определить тематику текста на основе языковой догадки. 5. Просмотреть текст (абзац) и определить, о чем текст. 6. Прочесть вопросы по тексту и определить его тематику.
ЗАДАНИЯ ТЕКСТОВОГО ЭТАПА 1. Найти \ выбрать \ прочесть \ соединить \ вставить ответы на предложенные вопросы; подтверждение правильности (ложности) утверждений; подходящий заголовок к абзацам; подходящее по смыслу предложение, пропущенное в тексте; описание внешности, места и т.д. 2. Догадаться о значении слова по контексту; какой из предложенных переводов наиболее точно отражает его значение в данном контексте; как будут развиваться события в следующей части.
ЗАДАНИЯ ПОСЛЕТЕКСТОВОГО ЭТАПА 1. Использовать ситуацию текста в качестве языковой \ речевой \ содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи: Опровергнуть утверждения или согласиться с ними. Доказать, что… Охарактеризовать… Составить план текста. Рассказать текст от лица… Кратко изложить содержание текста Придумать, что могло бы случиться, если… Взяв за основу ситуацию текста, написать собственный текст в другом жанре и т.д.