Видел я всякие угнетения, какие делают под солнцем; и вот слёзы угнетённых, а утешителя у них нет; и в руке угнетающих их сила, а утешителя у них нет. И блажил я мёртвых, которые давно умерли. Экклезиаст, 4;1;2
Какую тему вы считаете лейтмотивом пьесы «На дне» и почему? Покажите, как названный вами лейтмотив варьируется в драме Горького.
«Пьеса Горького – полилог, составленный из не стыкующихся друг с другом реплик, провалы коммуникации, заменяющие общение, пунктир лейтмотивов(правда-вера, правда-ложь), организующий движение речевого потока».
«Гамлет» «Мещанин во дворянстве» «Недоросль» «Горе от ума» «Борис Годунов» «Ревизор» «Гроза» «Вишнёвый сад» Можно ли сказать, что название пьесы Горького традиционно?
«Ночлежка» «В ночлежном доме» «Без солнца» «Дно» «На дне жизни»
«Публика – ревёт и хохочет. Представьте – несмотря на множество покойников в пьесе – все четыре акта в театре – хохот. Москвин играет публикой, как мячом. Он говорит: «Ах ты, сволочь!»- она ржёт! – «Подлец ты!» - ржёт ещё сильнее, и вдруг – «удавился!» - В театре – как в пустыне. Рожи вытягиваются и – мне говорили несколько раз: «Не смеяться – невозможно, но вы бьёте за смех слишком больно,если вы сами же вызываете его»
Найдите в пьесе комические моменты. В чём секрет комизма и причины периодически возникающего в зрительном зале смеха?
Каково соотношение красоты и правды?
«Из романтика со всею бессознательною, хоть и красивой ложью романтизма, он словно превратился в философа, настойчиво и мучительно ищущего смысла бытия». Л.Андреев
Диалоги Барона и Насти Притча о праведной земле и самоубийство Актёра и др. Как они помогают понять идею пьесы? Вспомните произведения, для которых это характерно?
«…русский босяк – явление более страшное, чем удалось сказать, страшен человек этот прежде всего отчаянием своим, тем, что сам себя отрицает, извергает из жизни».
«Вы говорите, что босяки жестоки. Это неправда. Не прав и Горький, подчёркивая эту черту. Разумеется, есть между ними озлобленные, коварные люди…Но основная черта босячества заключается не в этом….Надо было ещё показать, что у босяков нет ложного страха, что нет пропасти под ними и что если захотят они встать на ноги, то встанут без малейшего усилия, потому что почва у них под ногами…»
О какой «почве под ногами» босяков говорит Толстой? Почему великий русский писатель настаивает на возможности – и «без малейшего усилия» - подняться? В чём причина того, что Горький не прислушался к совету Толстого? Кто из ночлежников, по- вашему, способен возродиться?
Действующие лица: Михаил Иванов Костылев, 54 года, содержатель ночлежки. Василиса Карповна, его жена, 26 лет. Наташа, ее сестра, 20 лет. Медведев, их дядя, полицейский, 50 лет. Васька Пепел, 28 лет. Клещ, Андрей Митрич, слесарь, 40 лет. Анна, его жена, 30 лет. Настя, девица, 24 года. Квашня, торговка пельменями, под 40 лет. Бубнов, картузник, 45 лет. Барон, 33 года. Сатин, Актер - приблизительно одного возраста: лет под 40. Лука, странник, 60 лет. Алешка, сапожник, 20 лет. Кривой Зоб, Татарин - крючники. Несколько босяков без имен и речей.
«…одна сцена удалась – благодаря тому, что в ней главным действующим лицом является солнце…» М.Горький, сообщая о работе над пьесой
Верен ли Горький традиции называть героев «говорящими» именами? «Я начинаю с человека, а человек начинается для меня с мысли (с речи), то есть наиболее таинственного в нём,»- так определил Горький особенности своего творческого метода. Как речь персонажей помогает приоткрыть тайны их характеров?
Василий(греч. «царь, царский, царственный»); Васька-мальчик, служка; распространённая кличка для кота. Пепел – изгарь, зола, всё прожжённое и перегорелое в прах.
Андрей (греч. «мужественный, храбрый»); клещ – насекомое разных видов, впивающееся в кожу, кровосос.
Почему в конце пьесы Клещ говорит словами Луки: «Ничего… Везде - люди… Сначала не видишь этого… потом – поглядишь, окажется, все люди… ничего!»?
Прозвище Бубен давали: мастеру, делающему музыкальный инструмент; тому, кто беспрерывно болтает, бубнит, говоруну, вруну, мошеннику; промотавшемуся, или проигравшему в карты; глупцу, лентяю, прихлебателю. Ср. забубенная головушка, т.е. пропащий человек.
Почему на протяжении всей пьесы Бубнов не покидает пространства ночлежки? Как вы понимаете переиначенную Бубновым пословицу «Такое житьё, что как по утру встал, так и за вытьё» («Без правды житьё…»)? В чём смысл такого изменения?
Барон – носящий звание, достоинство баронства, низшей ступени титулованного дворянства. Какого он рода? Правда ли это? Во что барон «переодевается» в пьесе?
Сата, Сатя – сокращённые варианты имени Сатир(в греческой мифологии боги плодородия из свиты Диониса, они задиристы, похотливы, влюбчивы, наглы, любят вино)
Почему фамилия героя пьесы образована от уменьшительного, «домашнего варианта божественного имени?»
А.Новикова: «новый Данко, превратившийся из романтика в реалиста», «не может вести за собой людей, освещая дорогу лучами собственного сердца», ибо «у него нет сил»(1996). Права ли литературовед? Возможно ли такое уподобление?
Г.Д.Гачев: «…это огненная, зажигательная речь оракула, вождя, пророка, выражающаяся в лавине афоризмов. А афоризм есть мысль, подкреплённая и сращённая волей, требующая своего принятия сразу, на веру, а не через доказательства, стремящаяся через мысль завоевать душу, сердце людей…»
Является ли сценический псевдоним Актёра Сверчков- Заволжский «говорящим именем»?
Cсоотнесите рассказ Луки о лечебницах для алкоголиков и описание лечебницы, созданное воображением Актёра. Соотносится ли мечта с утверждением Сатина «Человек за всё платит сам?» Как объединить литературные тексты, вложенные в уста Актёра? Почему Актёр оказался столь податлив на проповеди Луки?
Почему из всех ночлежников именно Актёр кончает жизнь самоубийством? Почему перед «уходом» Актёр просит Татарина помолиться за него?
Лука (лат. «светлый, светящийся»). Имя одного из 70 учеников Христа, посланных Им во всякий город и место, куда Сам хотел идти, автора одного из Евангелий, в котором подчёркнута любовь Христа к беднякам, блудницам, вообще к грешникам: они дороже ему, чем гордецы, даже кичащиеся своей добродетелью. Лукавый – хитрый, умышляющий, коварный, скрытный и злой, обманчивый, притворный.
Сопоставьте образы двух странников: Луки и Феклуши из драмы Островского «Гроза». Как он себя называет? Почему? Каково может быть его прошлое? Почему он старше всех героев? Почему Луку и Костылёва, близкого ему по возрасту, все называют шельмами?
«спасение каждого – в его собственной душе» «царство Божие - внутри нас» «всем обездоленным, угнетённым и падшим людям надо только захотеть, чтобы подняться на ноги» Никто в драме не может достигнуть земли обетованной по одному только внутреннему желанию стать лучше; освобождение человека возможно лишь при изменении строя жизни, сталкивающего человека на дно. С кем из писателей вы согласны?