Женский головной убор (Республика Марий Эл). Головной убор в общем комплексе женской одежды занимал одно из самых важных мест. Он был знаком, указывающим.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Народный костюм Работу выполнили: Приварин Даниил, Климова Дарья, Смоленцева Аня.
Advertisements

Работа выполнена на факультативе «Театр мод». Руководитель :Низамова Е.Г. МОУ СОШ 8 г.Нефтеюганск.
Одежда XIV-XVI вв.
Комплексы марийской женской одежды. «Шымакшан мари» Характерен для луговых марийцев северо-восточной части края.Мы назовем его сернурско- торъяльский.Головн.
Русский народный женский костюм Костромской губернии ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА XVII – XX ВЕКОВ.
В традиционном татарском костюме головные уборы по праву занимают особое место. Об их великом разнообразии и большом декоративном значении говорил этнограф,
ЭКСКУРСИЮ ПРОВОДИТ УЧАЩАЯСЯ 7-ГО КЛАССА МОУ «ГЛОТОВСКАЯ СОШ» ПОЛИТОВА ОЛЕСЯ Удорский девичий костюм XVIII- XIX веков.
ТАТАРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ Основополагающие элементы народной одежды издавна были общими для всех групп татар. И мужчины и женщины носили длинные, широкие.
Шумбрат Национальный костюм. Вступление Традиционный мордовский костюм, особенно женский, сохранял свои особенности до 20-З0-х годов XX века. А у некоторых.
Основу любого традиционного ансамбля костюма мужчин составляют рубаха (кулмак) и штаны (ыштан), сшитые из сравнительно легкой льняной или хлопчатобумажной.
К концу ХVIII века Южный Урал был заселен проживавшими рядом русскими, татарами, башкирами, чувашами, казахами, нагайбаками и другими народами.
Национальности Курганской области. Чувашский национальный костюм. Презентация подготовлена 6 Б классом.
Кузнецов Тимур ученик 1 «Б» класса МБОУ СОШ 19 ГО Верхняя Тура Свердловской области г.
Издавна основой основ любого русского костюма является длинная, туникообразная рубаха с широкими рукавами. Рубахи были разные. Праздничные - для воскресных.
МОУ « СОШ с. Тепловка Новобурасского района Саратовской области » Номинация « История национального костюма » История национального татарского мужского.
Одежда в древней Руси. Мужской костюм На князе кафтан киевский, или свита, зеленого цвета с красной каймой по низу и золотыми зарукавьями, синий плащ-
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ.
Выполнили: Ученицы 10«А» класса Средней школы 5 Капарова Анар, Абрамова Валерия.
Одежда в древней Руси Выполнила: ученица 6-а класса МКОУ « СОШ 15» Чернобай Анастасия.
Выполнила: ученица 7 класса А МОУ СОШ 3 Дорофеева Жанна. Преподаватель: Гриничева О.А.
Транксрипт:

Женский головной убор (Республика Марий Эл)

Головной убор в общем комплексе женской одежды занимал одно из самых важных мест. Он был знаком, указывающим на воз­раст, общественное положение носительницы. Головные уборы под­разделяются на девичьи и женские

Сложные головные уборы типа повязок в прошлом широко бытовали среди марийцев, об этом свидетельствуют археологические материалы. Было два варианта девичьего головного убора: повязка-венец, сплетенная из шерстяных ниток и украшенная бисером и монетами, и повязка-венец на кожаной основе с монетами. Бытовавшая прежде повсеместно полусферическая шаподка (такие) сохранилась у восточно- марийских девушек в качестве свадебного наряда. Подобный головной убор широко был распространен у тюркоязычных соседей. Основным головным убором был платок, будничный из холста, в праздники покупной, фабричный. Платок складывался по диагонали, а концы завязывались на подбородке.

Замужние женщины носили головные уборы различных типов: 1) каркасные, остроконечные (шурка и шымакш); 2) лопатообраз­ные (сорока); 3) мягкие полотенчатые (шарпан); 4) платки. Женс­кие головные уборы мариек имеют сложное происхождение. Наибо­лее древним, как следует из первого письменного упоминания о марийских головных уборах А. Олеария, можно считать высокий головной убор на каркасе (шурка). Он представлял собой берестя­ной или кожаный остов высотой до 40 см, обтянутый кумачом с длинной холщовой лопастью сзади, которая прикреплялась к по­ясу. Этот богато украшенный монетами головной убор в прошлом был распространен среди всех групп марийцев.

Шымакш представлял собой прямоугольный кусок холста (55x20 см), верхний конец которого сшивался остроконечно. Весь голов­ной убор богато украшался вышивкой. На голове он закреплялся при помощи берестяного или войлочного колпачка. Шымакш также один из древних головных уборов марийцев, который быто­вал не только среди женщин, но и мужчин. Наиболее древний его вариант имел несколько иную форму. Он не имел твердого остова, состоял из прямоугольного куска холста, сшитого с одной стороны в виде башлыка. На самом конце убора имелась небольшая орна­ментация вышивкой, состоящей из трех розеток. Подобный баш­лык закреплялся на шее при помощи нитяных завязок. Шымакш был преобладающим головным убором и среди восточных мариек. Манера ношения шымакша была различна и заключалась в распо­ложении остроконечной части убора на голове.

Сорока второй тип каркасного головного убора. Она состояла из очелья, державшегося на твердой основе из бересты или кожи. С боков к очелью пришивались завязки или крылья. Конец головного убора спускался на плечи. Головной убор надевался на холщовую шаподку волосник. С начала XX века начинается постепенное уменьшение очелья сороки. Сорока не является архаичным женским головным убором ма­ рийцев. Она была воспринята от русского населения в период хрис­ тианизации. Переняв форму головного убора, марийцы перенесли на нее свои орнаментальные мотивы.

Третий головной убор, бытовавший у всех трех этнографичес­ких групп народа, был составным. Он представлял собой мягкий полотенчатый шарпан из холста, носившийся всегда в комбинации с наш маком. Шарпан представлял собой полотенце длиной до 2 м, богато украшенное по краям вышивкой, тесьмой. Нашмак узкая орнаментированная полоса холста, которая прикреплялась к шарпану на темени с помощью металлических заколок. У луговых ма­риек наш мак был длинной около 2025 см, шириной 5 см, у гор­ных соответственно 4550 см и 4 см. У разных этнографичес­ких групп имелись различия не только в размерах наш мака, орна­ментации, но и в способе ношения головного убора в целом. Луго­ вые марийки шарпаном закрывали полностью шею, затылок и косу, горные марийки им закрывали шею и косу. Шарпан восточных мариек носился без наш мака. В теплое время года они полотенцем обертывали голову, спуская один конец на спину, а в прохладную погоду им закрывали еще и шею.

В начале XX века шарпан луговых мариек видоизменился, раз­ делившись на две части: кумлукан шарпан верхнюю, короткую часть, закрывающую голову, и шарпан под "хвост" головного убора, прикреплявшийся к первой. Полотенчатый головной убор (шарпан) имеет прямые аналогии с уборами тюркских народов: башкир, татар, чувашей, с которыми марийцы жили в близком соседстве.

Четвертый тип платок из холста с вышивкой. Его повязывали поверх остроконечного шымакша и сороки. Поверх первого голов­ ного убора надевался треугольный платок, на второй четыреху­гольный. Зимой надевали теплые платки-шали, сотканные из шер­ стяных ниток.

Обязательной принадлежностью свадебного наряда невесты всех групп марийцев было богато вышитое покрывало (вÿргенчык), кото­рое сшивалось из трех полос холста. В начале XX века холщовые покрывала выходят из употребления, заменившись фабричными шелковыми платками.

Шапки (упш) употреблялись в зимний период. У луговых мари­ек бытовала высокая шапка с суконным красным верхом и лисьей опушкой. У горных мари меховая опушка была из бобра, верх так­же украшался фабричной тесьмой. У последних шапка такой фор­мы вышла из употребления к концу XIX века. Шапка с лисьим мехом сохранилась в свадебном костюмном комплексе мариек се­ веро-восточных районов Марий Эл до наших дней. Шапки из мер­ лушки в виде кубанки с круглым суконным верхом бытовали сре­ди луговых и горных мариек. У луговых мариек такие шапки ис­ пользовались в качестве свадебного головного убора невесты, а так­же праздничного зимнего головного убора женщин.

Каждому вышеописанному женскому головному убору соответ­ствовали определенные типы причесок, которые отличались сложностью. Девушки-марийки, как и девушки многих народов Европы, заплетали волосы в одну косу. Смена прически на женскую проис­ходила во время свадебного обряда, чему следовала и смена головного убора. Это символизировало переход девушки в группу замуж­ них женщин.