Динамическая цепочка явлений Гениальность высшая степень О. и Т. генератор идеи, источник новых траекторий и конструкций. Талант - яркая, открытая форма проявления одаренности в определенной области. Одаренность - понятие синтетическое, величина переменная, скрытое свойство личности, ее высокий потенциал развития. Способность - локальное, исходное состояние возможностей человека, формируется только в деятельности Задатки- анатомо-физиологические возможности мозга, материальная основа развития.
1. Повышенная активность, проблемы со сном и едой. 2. Повышенная познавательная активность. 3. Бесконечные вопросы, которые задают дети. 4. Ранняя речь и большой словарный запас. 6. Стремление к познанию и стимулированию разума. 5. Необычная внимательность и ненасытное любопытство, отличная память.
Собственно творческая одаренность – очень высокая любознательность, пытливость, высокий энергетический уровень, широта интересов, склонность к завершению и точности во всем. Интеллектуальная сфера – в виде особой остроты мышления, наблюдательности, исключительной памяти, любознательности, легкости в обучении, хорошей речи с четкостью изложения своих мыслей и приложением своих знаний. Академические достижения – в области чтения, математики, естествознания и т.д. Одаренность в сфере художественной деятельности. Двигательная одаренность – будущие спортивные успехи. Одаренность в области общения и лидерства – высокая коммуникабельность, легкость контакта, уверенность в себе, тенденция к лидерству, высокая ответственность, «генератор идей», авторитетность среди других детей.
во-первых, точных методик измерения способностей вообще не существует, а если они и применяются, то делать выводы после одной проверки некорректно (можно ошибиться и навредить ребенку; во-вторых, даже если ребенок в младшем возрасте и показал себя вундеркиндом, на самом деле он может в дальнейшем своем развитии ничем не отличаться от сверстников; в-третьих, селективный отбор вообще не одобряется учеными, делать это надо крайне тонко, не травмируя детей и окружающих.
во-первых, одаренный ребенок, как правило, имеет высокую мотивацию к занятиям той или иной деятельностью во-вторых, каждый способный ученик стремится выбрать предмет по интересу, и школа обязана предоставить ему такую возможность перечнем разработанных факультативов; в-третьих, одаренный ребенок нуждается в обогащенной среде обитания, которую также для него создает школа.
Проблема общения как межличностного, так и внутриличностного (имеется в виду состояние неудовлетворенности собой, нереальность целевых установок, нетерпимое отношение к недостаткам. Проблема работы с родителями: родители часто сами не понимают своих детей, допускают психологическое давление на них, насилие, когда обращаться с детьми этой категории надо по-другому, соблюдая такт, оказывая доверие, организуя сотрудничество.