Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда обучающийся систематически включается в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.
побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий расстановка учебных проблемных заданий на объяснение явлений или поиск путей практического решения. побуждения учащихся к анализу фактов и явлений действительности, поражающему противоречия между жизненными представлениями и научными понятиями об этих фактах выдвижение предположения (гипотез) формулировка выводов и их опытная проверка побуждение учащихся к сравнению сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, в результате которых возникает проблемная ситуация побуждения учащихся к предварительному обобщению новых фактов ознакомление учащихся с фактами носящими как будто бы необъяснимый характер организация межпредметных связей варьированные задачи, переформулировка вопрос
1. При конструировании урока содержание разбивается на 3-4 логические части. 2. К каждой логической части конструируется проблемный вопрос. 3. Каждый проблемный вопрос на уроке звучит трижды, но с разной дидактической целью: а) актуализация знаний; б) осознание и осмысление учебной информации; в) закрепление новых знаний. 4. На этапе закрепления задание из проблемного трансформируется в репродуктивное, так как ответ на вопрос уже прозвучал в процессе осознания и осмысления новой учебной информации. На этом этапе происходит процесс запоминания логики решения проблемной задачи. 5. В каждом блоке изменяется приём работы с источниками информации. 6. Важно в одном из блоков предложить работу с наглядностью как источником информации. 7. Сочетание приёмов работы с информацией зависит от содержания учебного материала и средств обучения, которыми располагает учитель. 8. На этапе диагностического контроля учитель проверяет уровень умения решать проблемные задачи, предлагая на выбор 2-3 задания. Высокий уровень – оценка «отлично», если учащиеся демонстрируют умения определять противоречия, формулировать гипотезу, доказывать её, делать вывод.
Подведение к противоречию и поиск способа его разрешения; Предложение различных точек зрения на один и тот же вопрос; Рассмотрение задачи с различных позиций; Побуждение делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; Постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения); Определение проблемных теоретических и практических заданий (например, исследовательские); Постановка проблемных задач (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление психологической инерции).
а) парное взаимодействие; б) микро групповое взаимодействие; в) групповое взаимодействие; г) межгрупповое взаимодействие.
Педагогические действия: 1) создания проблемной ситуации; 2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации; 3) побуждения к формулированию учебной проблемы; 4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Побуждающий к гипотезам диалог: - побуждение к выдвижению гипотез. - принятие выдвигаемых учениками гипотез. - побуждение к проверке гипотез. - принятие предлагаемых учениками проверок. Подводящий к знаниям диалог
результативной; здоровьесберегающей; общепедагогической.
Сформулируйте функции текстового процессора.