Технология личностно- ориентированного обучения И.С. Якиманской Рюмина И.П. 2012
Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса составляет суть личностно- ориентированной педагогики. И.С. Якиманская Якиманская И.С.
«Развитие способностей ученика – основная задача личностно- ориентированной педагогики, и «вектор» развития строится не от обучения к учению, а наоборот, от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию. На это должен быть нацелен весь образовательный процесс» Якиманская И.С.
«Субъектный опыт – это опыт жизнедеятельности, приобретаемый ребенком до школы в конкретных условиях. Содержанием термина «субъектный» фиксируется принадлежность опыта конкретному человеку без оценки его истинности, научности, непротиворечивости с позиции общественно-исторического познания» Якиманская И.С.
Сухомлинский В.А. Задача школы не просто передать знания, но «открыть перед каждым, даже перед самым заурядным, самым трудным в интеллектуальном развитии питомцем те сферы развития его духа, где он может достичь вершины, проявить себя, заявить о своем Я, черпать силы из источника человеческого достоинства, чувствовать себя не обделенным, а духовно богатым»
Ушинский К.Д. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать этого человека во всех отношениях»
Амонашвили Ш.А. «Чем многограннее у ребенка жизненный опыт детства, тем успешнее можно вплетать в него богатейший опыт человечества»
Шаталов В.Ф. Шаталов использует многие приемы коллективной деятельности: взаимную консультацию учащихся, взаимопроверку знаний, обращение к помощи старшеклассников в работе с младшими
Урок – основная форма процесса обучения Традиционный урок Личностно- ориентированный урок Сравним!
Особенности Традиционный урок Личностно- ориентированный урок 1Цель Формирование знаний, умений и навыков Развитие личности 2Интегральная характеристика «Школа памяти»«Школа развития» 3Преобладаю- щит тип и характер взаимоотношений Субъект-объектный Субъект-субъектный 4Девиз педагога «Делай как я»«Не навреди»
Особенности Традиционный урок Личностно- ориентированный урок 5Характер и стиль взаимодействия Авторитарность, монологичность, закрытость Демократичность, диалогичность, открытость 6Формы организации Фронтальные, индивидуальные Групповые, коллективные 7Формы обучения Иллюстративно- объяснительные, информационные Проблемные: проблемного изложения, частично-поисковый, эвристический, исследовательский 8Ведущит принцип «продавливания»«выращивания»
Особенности Традиционный урок Личностно- ориентированный урок 9Ведущит тип деятельности, осваиваемый учеником Репродуктивный, воспроизводящит Продуктивный, творческий, проблемный 10«Формула обучения» Знания – репродуктивная деятельность Проблемная деятельность – рефлексия – знания 11Способы усвоения Заучивание, деятельность по алгоритму Поисковая мыслительная деятельность
Особенности в позиции учителя и ученика Особен- ности Традиционный урок Личностно- ориентированный урок 1Позиция учителя Носитель информации, хранитель норм и традиций, пропагандист предметно- дисциплинарных знаний Организатор сотрудничества, консультант, управляющит поисковой работой учащихся 2Позиция ученика Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личному росту Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности
субъектно значимое постижение мира Учение – это субъектно значимое постижение мира, наполненного для ученика личностными смыслами, ценностями, отношением, зафиксированными в его субъектном опыте. Содержание этого опыта должно быть раскрыто, максимально использовано, обогащено научным содержанием и при необходимости преобразовано в ходе образовательного процесса