«Интеграция предметов гуманитарно-эстетического цикла на уроках литературы» Из опыта работы Методическое объединение учителей русского языка и литературы МОУ «СОШ 3»
Дубынина Галина Владимировна, руководитель МО учителей русского языка и литературы, первая квалификационная категория Вохмянина Ирина Геннадьевна первая квалификационная категория Автор идеи
Павлова Елена Юрьевна Вторая квалификационная категория Иванова Маргарита Викторовна высшая квалификационная категория Хурсенко Надежда Васильевна Вторая квалификационная категория
Дроздова Алла Алексеевна, учитель истории, Первая квалификационная категория Корниенко Татьяна Ивановна, учитель ИЗО, Вторая квалификационная категория Наши соавторы
Интегрированный урок как средство развития учащихся - Даёт широкое представление о мире, о взаимосвязи явлений и предметов, о многообразии мира художественной литературы. - Предполагает развитие творческой активности учащихся.
Виды интегрированных уроков вводно-обзорный урок урок обобщения знаний
Подготовительный этап планирование организация творческой группы конструирование содержания урока репетиция
Конструирование содержания мозговая атака самостоятельное творчество план – конспект урока
Особенности структуры интегрированного урока: предельная четкость, компактность, сжатость учебного материала; логическая взаимообусловленность материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока; большая информативная емкость учебного материала, используемого в уроке.
Задачи учителя: Создание психологически комфортных условий для продуктивной учебно-коммуникативной деятельности учащихся, что особенно важно для эстетического развития; активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на всех этапах обучения, направленная на формирование эстетического вкуса в соответствии с психофизическими особенностями учащихся; приобщение учеников к поисковой и исследовательской деятельности, направленной на создание творческого продукта; разработка и применение гибкой системы диагностики и оценки учебной деятельности учащихся.
Методы: проблемно-поисковые; самостоятельной индивидуальной, групповой и парной работы; опережающего обучения; стимулирования и мотивации интереса к учению; контроля, ориентированного на учение без принуждения; сравнительно-теоретический и семантический анализ.
Методика интегрированного урока 1 этап – подготовительный 2 этап – исполнительский 3 этап - рефлексивный
Режимы деятельности учителя и учащихся на интегрированном уроке: Режимы деятельности учителя и учащихся на интегрированном уроке: открытое, искреннее, доверительное и доброжелательное отношение; посильность всех видов заданий на уроке; начало урока снимает напряжение и страх в ожидании контроля; учащимся представляется проект всего урока, его модель; формируется стиль урока, способствующий созданию познавательной атмосферы учебной деятельности.
Преимущества интегрированного урока: 1. Способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся 2. Способствуют развитию речи, мыслительных операций (сравнивать, обобщать, делать выводы), содействует развитию всех органов чувств, памяти, внимания, воли средствами искусства, органически включенного в школьный предмет; 3. содействует адаптации личности в социуме, т.е. - ее самосознанию, самоопределению, самореализации через приобщение к плодам творчества человечества, через собственное творчество.
«Сказка – умница и прелесть!»
«Осенние посиделки»
«Ночь перед Рождеством»
Мифологический бой
Наша практика Интегрированный урок литературы и ИЗО «Осенние посиделки» в 5 классе по теме «Мифы Древних славян» Интегрированный урок литературы и ИЗО «Осенние посиделки» в 5 классе по теме «Мифы Древних славян» учитель Вохмянина И.Г, Корниенко Т.И. Интегрированный урок литературы и музыки «Союз волшебных звуков, чувств и дум» в 7 классе по рассказу К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» Интегрированный урок литературы и музыки «Союз волшебных звуков, чувств и дум» в 7 классе по рассказу К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» учитель Вохмянина И.Г. Презентация к уроку Интегрированный урок литературы и театра «Инкогнито из Петербурга» в 8 классе Интегрированный урок литературы и театра «Инкогнито из Петербурга» в 8 классе (по 2 действию комедии Н.В. Гоголя «Ревизор») учитель Вохмянина И.Г. Презентация к уроку Интегрированный урок литературы и информатики «Поэт и человек бесстрашной искренности» в 11 классе (по биографии А.А. Блока) Интегрированный урок литературы и информатики «Поэт и человек бесстрашной искренности» в 11 классе (по биографии А.А. Блока) учитель Дубынина Г.В. Презентация к уроку Работы учащихся Интегрированный урок литературы и музыки «Сказка – умница и прелесть» в 5 классе (по сказкам А.С. Пушкина) в 5 классе (по сказкам А.С. Пушкина) учитель Дубынина Г.В. Презентация к уроку Литературная игра «Мифологический бой» в 5 классе Литературная игра «Мифологический бой» в 5 классе учитель Иванова М.В Презентация Интегрированный урок истории и литературы «Славный день Полтавской баталии» Интегрированный урок истории и литературы «Славный день Полтавской баталии» в 7 классе учитель Павлова Е.Ю, Дроздова А.А Интегрированный урок литературы и ИЗО (по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» Интегрированный урок литературы и ИЗО (по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» учитель Хурсенко Н.В., Корниенко Т.И. Презентация