Общие основы педагогики Образовательные задачи: Сформировать представления о развитии педагогики как науки. Осознать образование как социальный феномен.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Педагогическое исследование –это сознательный целеустремленный поиск путей совершенствования педагогического процесса.
Advertisements

Методология педагогики и ее уровни.. Понятие методология педагогической науки. Термин методология в научной лексике используется в нескольких смыслах:
Педагогика – это в равной мере и наука и искусство, теория и практика образования и воспитания человека.
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
ТЕМА: НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИКИ. ПЛАН: 1. Предмет, цель и задачи педагогики. 2. Педагогика наука о воспитании. 3. Возникновение и развитие педагогики.
Методология, методы и логика педагогического исследования Понятие о методологии, уровнях методологического знания, методологических принципах педагогики.
Сущность воспитания и его теоретико- методологические основы.
Педагогика как наука. Система педагогических наук.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Статус социологии в системе социального знания. Структура социологического знания. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская государственная автомобильно-дорожная.
Методология педагогической науки и методологическая культура педагога.
Социальная педагогика как наука и сфера практической деятельности Объект и предмет исследования социальной педагогики. Объект и предмет исследования социальной.
Педагогика высшего образования. 1. Предмет педагогики высшей школы 2. Методология и методы исследования 3. Современное многоуровневое образование.
Единство обучения воспитания и развития ребенка в процессе образовательной деятельности физическими упражнениями.
Цель исследования Цель исследования: выявить и научно обосновать психолого- педагогические средства предупреждения и преодоления отклонений в поведении.
Деятельность Труд Дело Занятие. Педагогическая деятельность- это вид профессиональной Де, содержанием которой является обучение, воспитание, образование,
Заместитель директора ГБОУ СОШ 1825 по ВР Логунова Марина Юрьевна.
СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ.
Транксрипт:

Общие основы педагогики Образовательные задачи: Сформировать представления о развитии педагогики как науки. Осознать образование как социальный феномен. Понять педагогику как науку о человеке. Овладеть категориальным аппаратом современной педагогической науки.

Содержание 1. История становления педагогической науки. Развитие педагогических идей в России. 2. Педагогика как наука о человеке: объект, предмет, функции, методология и методы исследования. 3. Категориальный аппарат современной педагогики.

Педагогические термины Свое название наука ПЕДАГОГИКА получила от греческого «paidagogike» – слияние слов: «paid (paidos)» – дитя, ребенок и «ago» – веду, что в переводе может означать «детоводство», «дитя ведение», «детоводитель». Основные педагогические термины: ОБУЧЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ

Я.А. Коменский (1592–1670) К.Д. Ушинский (1824–1871) Классики педагогики

ОБУЧЕНИЕ УЧИТЬСЯ = учить-СЯ = учить самого себя; ОБУЧАТЬ и ОБУЧИТЬ = об-УЧАТь, об-ЧИТь = учит другой; ОБУЧЕНИЕ = об-учение = учиться + обучать = двусторонний процесс взаимодействия, предполагающий с одной стороны учебно- познавательную деятельность учащихся и, с другой стороны – профессиональную педагогическую деятельность педагога.

ОБУЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЕ – целенаправленное влияние на развитие информационно- операционной сферы личности. Результатом его является осознание человеком культуры значений, т.е. выработанных и принятых в данной культуре норм, понятий, образов, действий, знаков.

«Благодаря одному только знанию того, что добродетельно и прекрасно, мы ничуть не способнее к осуществлению того же в поступках, точно так, как не становятся здоровее и закаленнее, зная, что такое «здоровье» и «закалка»». Аристотель

«Обучение само по себе, вне воспитания, есть бессмыслица, ничего, кроме вреда, не приносящая. Поэтому обучение должно служить не только передаче знаний и развитию рассудка, но и духовному, нравственному развитию чувств и воли человека». К.Д.Ушинский

ВОСПИТАНИЕ Для личностного развития необходимо, чтобы осуществлялось у СВОЕние, о СВОЕние, при СВОЕние новой информации. ВОСПИТАНИЕ – целенаправленное влияние на развитие мотивационно-ценностной сферы личности. В результате – осознание личностного смысла норм современной культуры и формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.

Структура личности Направленность: потребности, мотивы, интересы, установки, ценностные ориентации, идеалы Темперамент Характер Способности

ВОСПИТАНИЕ – это … «… целенаправленное влияние на развитие личности» [Поляков С.Д.]; «… целенаправленное создание условий для развития человека» [Мудрик А.В.].

ВОСПИТАНИЕ – это … «… целенаправленное формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений» [Педагогический энциклопедический словарь].

Значения понятия «воспитание» Узкое: «целенаправленное влияние на развитие личности»; Поляков С.Д. «целенаправленное создание условий для развития человека». Мудрик А.В. Широкое: «влияние на человека, которое оказывают природная и социальная среда, в результате – осуществляется передача последующему поколению культуры». Педагогический энциклопедический словарь

Педагогические термины Обучение является условием эффективности протекания процесса воспитания, так как без знаний и умений невозможно формирование ценностных отношений. Вместе с тем, если изучаемое знание представляет ценность для ребенка, соответствует его интересам, потребностям, то оно, несомненно, будет усвоено быстрее, прочнее и качественнее. Поэтому воспитание также является условием эффективности протекания процесса обучения. Процессы обучения и воспитания реально образуют тесное и гибкое взаимодействие, взаимообусловленность, единство и целостность.

ОБРАЗОВАНИЕ Процесс образовывания самого себя – ОБРАЗОВАНИЕ = ОБРАЗ-ование = создание ОБРАЗа мира и себя как части мира. ОБРАЗОВАНИЕ – единый процесс физического и духовного развития личности, сознательно ориентированный на исторически обусловленные и зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны – образы. А если не складывается адекватное отношение к явлениям окружающего мира, то это – без ОБРАЗие!

Объект науки педагогики – образование – особый вид деятельности (личностно ориентированной), имеющей своей целью развитие личности человека (школьника, студента). Предмет педагогической науки – определяющие развитие личности противоречия, закономерности, отношения, а также технологии организации и осуществления образовательного процесса. Объект и предмет педагогики

Методы исследования методы эмпирического познания педагогических явлений (наблюдение; опрос – интервьюирование, беседа, анкетирование; изучение школьной документации; анализ продуктов деятельности; изучение и обобщение педагогического опыта; социометрия; тестирование; эксперимент; изучение литературы), методы теоретического исследования (анализ и синтез изучаемых явлений, в том числе системно- структурный анализ; индуктивные и дедуктивные методы), методы математической статистики (регистрация; парное сравнение; ранжирование; шкалирование).

Методология (от греч. methodos – путь исследования или познания; теория, учение; logos – слово, понятие) совокупность теоретических положений о познании и преобразовании педагогической действительности. Уровни методологии: философский, общенаучный уровень, конкретно-научный уровень, технологический уровень. Методология