Общие основы педагогики Образовательные задачи: Сформировать представления о развитии педагогики как науки. Осознать образование как социальный феномен. Понять педагогику как науку о человеке. Овладеть категориальным аппаратом современной педагогической науки.
Содержание 1. История становления педагогической науки. Развитие педагогических идей в России. 2. Педагогика как наука о человеке: объект, предмет, функции, методология и методы исследования. 3. Категориальный аппарат современной педагогики.
Педагогические термины Свое название наука ПЕДАГОГИКА получила от греческого «paidagogike» – слияние слов: «paid (paidos)» – дитя, ребенок и «ago» – веду, что в переводе может означать «детоводство», «дитя ведение», «детоводитель». Основные педагогические термины: ОБУЧЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ
Я.А. Коменский (1592–1670) К.Д. Ушинский (1824–1871) Классики педагогики
ОБУЧЕНИЕ УЧИТЬСЯ = учить-СЯ = учить самого себя; ОБУЧАТЬ и ОБУЧИТЬ = об-УЧАТь, об-ЧИТь = учит другой; ОБУЧЕНИЕ = об-учение = учиться + обучать = двусторонний процесс взаимодействия, предполагающий с одной стороны учебно- познавательную деятельность учащихся и, с другой стороны – профессиональную педагогическую деятельность педагога.
ОБУЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЕ – целенаправленное влияние на развитие информационно- операционной сферы личности. Результатом его является осознание человеком культуры значений, т.е. выработанных и принятых в данной культуре норм, понятий, образов, действий, знаков.
«Благодаря одному только знанию того, что добродетельно и прекрасно, мы ничуть не способнее к осуществлению того же в поступках, точно так, как не становятся здоровее и закаленнее, зная, что такое «здоровье» и «закалка»». Аристотель
«Обучение само по себе, вне воспитания, есть бессмыслица, ничего, кроме вреда, не приносящая. Поэтому обучение должно служить не только передаче знаний и развитию рассудка, но и духовному, нравственному развитию чувств и воли человека». К.Д.Ушинский
ВОСПИТАНИЕ Для личностного развития необходимо, чтобы осуществлялось у СВОЕние, о СВОЕние, при СВОЕние новой информации. ВОСПИТАНИЕ – целенаправленное влияние на развитие мотивационно-ценностной сферы личности. В результате – осознание личностного смысла норм современной культуры и формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.
Структура личности Направленность: потребности, мотивы, интересы, установки, ценностные ориентации, идеалы Темперамент Характер Способности
ВОСПИТАНИЕ – это … «… целенаправленное влияние на развитие личности» [Поляков С.Д.]; «… целенаправленное создание условий для развития человека» [Мудрик А.В.].
ВОСПИТАНИЕ – это … «… целенаправленное формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений» [Педагогический энциклопедический словарь].
Значения понятия «воспитание» Узкое: «целенаправленное влияние на развитие личности»; Поляков С.Д. «целенаправленное создание условий для развития человека». Мудрик А.В. Широкое: «влияние на человека, которое оказывают природная и социальная среда, в результате – осуществляется передача последующему поколению культуры». Педагогический энциклопедический словарь
Педагогические термины Обучение является условием эффективности протекания процесса воспитания, так как без знаний и умений невозможно формирование ценностных отношений. Вместе с тем, если изучаемое знание представляет ценность для ребенка, соответствует его интересам, потребностям, то оно, несомненно, будет усвоено быстрее, прочнее и качественнее. Поэтому воспитание также является условием эффективности протекания процесса обучения. Процессы обучения и воспитания реально образуют тесное и гибкое взаимодействие, взаимообусловленность, единство и целостность.
ОБРАЗОВАНИЕ Процесс образовывания самого себя – ОБРАЗОВАНИЕ = ОБРАЗ-ование = создание ОБРАЗа мира и себя как части мира. ОБРАЗОВАНИЕ – единый процесс физического и духовного развития личности, сознательно ориентированный на исторически обусловленные и зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны – образы. А если не складывается адекватное отношение к явлениям окружающего мира, то это – без ОБРАЗие!
Объект науки педагогики – образование – особый вид деятельности (личностно ориентированной), имеющей своей целью развитие личности человека (школьника, студента). Предмет педагогической науки – определяющие развитие личности противоречия, закономерности, отношения, а также технологии организации и осуществления образовательного процесса. Объект и предмет педагогики
Методы исследования методы эмпирического познания педагогических явлений (наблюдение; опрос – интервьюирование, беседа, анкетирование; изучение школьной документации; анализ продуктов деятельности; изучение и обобщение педагогического опыта; социометрия; тестирование; эксперимент; изучение литературы), методы теоретического исследования (анализ и синтез изучаемых явлений, в том числе системно- структурный анализ; индуктивные и дедуктивные методы), методы математической статистики (регистрация; парное сравнение; ранжирование; шкалирование).
Методология (от греч. methodos – путь исследования или познания; теория, учение; logos – слово, понятие) совокупность теоретических положений о познании и преобразовании педагогической действительности. Уровни методологии: философский, общенаучный уровень, конкретно-научный уровень, технологический уровень. Методология