Выполнила: Руководитель МО Начальных классов учитель Юловской МОУ СОШ 6 Целинского района Василенко В.И год.
1. Цели,задачи проекта. 2. Состояние здоровья детей и забота о нем. 3. Понятие «здоровье» 4. Социальная и нравственная проблема. 5. Исследователь Н.К. Смирнов. 6. Проводник ценности здоровья. 7. Здоровье сберегающие компоненты. 8. Реализация здоровье сберегающих технологий. 9. Система начального образования. 10. Создание здоровье сберегающей среды. 11. Ожидаемые результаты.
формирование культуры здоровья; формирование культуры здоровья; воспитание потребности вести здоровый образ жизни; воспитание потребности вести здоровый образ жизни; Формирование знания школьников о здоровье. Формирование знания школьников о здоровье. Цели проекта: Сохранение и укрепление здоровья педагогов и учащихся. Формирование здорового образа жизни в условиях сельской школы Задачи проекта : 1
Здоровье это самое ценное, что есть у человека. Н.А. Семашко
Состояние здоровья детей и забота о нем - одна из главных задач образовательного учреждения. На фоне неблагоприятных показателей социально – экономического положения семей учащихся, интенсификации школьного образования отмечается нарастающее ухудшение их здоровья. По результатам медицинских осмотров, проводимых в последние годы, значительно выросло количество учащихся, страдающих различного вида заболеваниями. 2
Здоровье человека тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Причина прогрессирующего ухудшения здоровья детей связана, на наш взгляд, прежде всего, с несоответствием образовательной среды возможностям детей и социальными условиями жизни семьи. Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Что же можно и нужно сделать для того, чтобы наши дети – будущее России, хотели быть здоровыми и непременно были бы здоровы? Предлагаем вместе с нами найти ответы на эти непростые и столь актуальные вопросы. Понятие «здоровье» неоднозначно трактуется в научной литературе. Мы придерживаемся следующего: «Здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов». Такой подход к здоровью детей позволил нам рассматривать не только психолого– педагогические, медицинские, но и социальные аспекты сохранения и воспроизведения здоровья. 3
Ученики школы имеют не только ряд заболеваний, но и разные социальные отклонения. Во многом такая ситуация обусловлена не всегда благоприятной материальной и социальной обстановкой в семьях. Кроме того, рост заболеваемости детей напрямую связан с неправильным образом жизни многих семей, особенно в сельских глубинках, за которым наблюдают, и в котором участвуют наши ученики. Факторы риска заболеваемости, такие, например, как употребление психоактивных веществ, выявляются у школьников уже в довольно раннем возрасте. Одновременно ухудшение здоровья детей связано с неправильным питанием, недостатком витаминов, загрязнением окружающей среды, а также отсутствием навыков и привычек здорового образа жизни. Здоровье школьника – это проблема не только социальная, но и нравственная. Сегодняшний ученик в будущей взрослой жизни должен не только сам уметь быть здоровым, но и суметь воспитать в будущем здоровых детей, что скажется на дальнейшем состоянии нашего общества. 4
Исследователь проблемы Н.К. Смирнов отмечает: «Если же здоровье сберегающие технологии связывать с решением более узкой, здоровье охранительной задачей, то к здоровье сберегающим будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном учреждении». 5
Педагог должен быть сам здоров, знать законы здорового образа жизни и уметь передавать эти знания и личный опыт обучающимся. От здорового учителя к здоровому ученику и здоровому обществу. Учителя в большей степени осознают свою роль как носителей и проводников ценности здоровья. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что система образования имеет все здоровье сберегающие ресурсы, чтобы укреплять и сохранять здоровье подрастающего поколения. 6
образование в области здоровья; физическое воспитание; школьную медицинскую службу; службу питания; службу здоровья персонала школы; участие родителей и общественности Поэтому школа пришла к необходимости содействия и обучения здоровью и включает в себя следующие компоненты: 7
Реализация здоровье сберегающих образовательных технологий - такая организация образовательно-воспитательного процесса на всех уровнях, при которой происходит качественное развитие. Развитие и воспитание учащихся происходит без нанесения ущерба их здоровью. Организационно-педагогические технологии определяют структуру учебного процесса, способствующую предотвращению переутомления. Психолого-педагогические технологии связаны непосредственно с работой учителя на уроке и психолого-педагогическим сопровождением всех элементов образовательного процесса. Учебно-воспитательные технологии включают программы по обучению грамотной заботе о своём здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждение вредных привычек, просвещение родителей. Социально-адаптирующие и личностно-развивающие технологии включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья. Сюда относятся социально- психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики. Лечебно-оздоровительные технологии включают лечебную физкультуру, лечебную педагогику, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья. 8
За последние пять лет резко ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей и Российской академии медицинских наук физиологически зрелыми рождается не более 14% детей, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10%. Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей хронически больные. По распространенности хронических заболеваний у детей лет первое место занимают болезни костно-мышечной системы, увеличилось количество детей низкого роста, с дефектом массы тела, с несоответствием уровня физического развития биологическому возрасту, растет число функциональных отклонений, возникающих с возрастом Система начального образования ступень формирования знания школьников о здоровье. Актуализация двигательной активности младших школьников, соблюдение санитарно- гигиенических правил, формирование мотивов нравственного поведения, систематические занятия физкультурой и спортом 9
Создание здоровье сберегающей образовательной среды и использование ее педагогических возможностей. Здоровье сберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Только тогда, когда в школе будет создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов. Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать педагоги, родители, общественность. 10
Ожидаемые результаты: 1. Снижается заболеваемость, вызываемая вирусными инфекциями. 2. Улучшается психологический микроклимат в классе, в школе, в педколлективе. 11