Эффективный контракт (ЭК) 1
…повышение оплаты труда «должно быть увязано с качеством работы конкретных специалистов и качеством предоставляемых государственных и муниципальных услуг». «Для этого необходим переход на механизм так называемого эффективного контракта. Это означает, что зарплата специалиста будет зависеть не только от пребывания на рабочем месте, даже не столько от пребывания на рабочем месте, а от эффективности его работы» …недопустимость ситуации, когда за счет государственных бюджетных средств оплачиваются низкокачественные услуги. «Надо добиться, чтобы в социальной сфере остались только те организации, которые это делают с наибольшей пользой для граждан. Медлить с проведением так называемых структурных преобразований, структурных реформ в социальной сфере больше нельзя» …оплату труда бюджетников соотносить с конкретными условиями регионального рынка труда, при этом механическое повышение зарплаты всем и каждому неэффективно: «Необходимо гораздо полнее учитывать в зарплате квалификацию и профессиональные достижения работника». В частности, это означает, что рост базового уровня оплаты должен сочетаться с еще более быстрым увеличением фонда стимулирующих надбавок и доплат. 2
3
4
предложила в части подготовки так называемой дорожной карты эффективного контракта разработать типовой контракт с работником, оказывающим ту или иную услугу, в котором должны быть учтены все виды выплат, а не только зарплата. «Опасность эффективного контракта – когда человек начинает вместо работы на реальное дело работать на то, чтобы нарисовать хороший показатель» 5
Предложения по актуальным вопросам социально- экономической стратегии России до 2020 года. Экспертная группа 8 «Новая школа»: п.п.3.2 и 3.5 (Стабилизационный сценарий и Институциональные меры), ноябрь 2011 Основное содержание предложений по ЭК: привязка зарплат к среднему уровню по региону, определение соотношений – ДОУ, ООУ; введение стандартов профессиональной деятельности для педагогов и аттестация на этой основе 6
ОУ 1 Качество работы Интенсивность Объем работы ЗП пед. = ср. ЗП по региону Муниципально е задание ? Другие организации ЗП средняя по региону 1. Уровень зарплаты конкурентоспособен с другими секторами экономики 2. Зарплата увязана с объемами, интенсивностью и качеством выполненной работы и муниципальным (государственным) заданием 1. Уровень зарплаты конкурентоспособен с другими секторами экономики 2. Зарплата увязана с объемами, интенсивностью и качеством выполненной работы и муниципальным (государственным) заданием ОУ 2 Качество работы Интенсивность Объем работы ЗП пед. = ср. ЗП по региону 7
Зарплата Производительность Производительность труда – основа расчета учебные часы педагога Зарплата Производительность Производительность труда – все виды педагогической деятельности Темпы роста зарплаты педагога опережают темпы роста производительности его труда в виду ненормируемости значительного объема его работы и формальной его неоплаты ? 8
ЭК заключается добровольно, условия для обеих сторон должны быть оптимальными; если кого-то условия не устраивают, то контракт можно не заключать Повышение зарплаты: «Не могу сказать, что мы этот большой ресурс использовали впустую – конечно, это благотворно повлияло на систему, но и только» «Если заплатить работнику на пять тысяч больше, он не начнет работать на пять тысяч лучше. Получается, мы платим не за то, как человек выполняет свою работу, а за то, как он мог бы хорошо ее выполнить» В. Лившиц, ЦК Профсоюза работников народного образования и науки Источник: А.Чканикова « Школа в ожидании эффективного контракта», «Первое сентября» 8/2012 9
в эффективный контракт необходимо заложить некоторые результаты, которые педагог должен достигать исходя из своих профессиональных компетенций 10
Показатели «качества педагогического труда» могут быть условно разделены на: квалификационные (образование, стаж, разряд, повышение квалификации, владение педагогическими технологиями, выполнение требований ФГОС); показатели-условия работы педагогов, определяющие «КПД» педагогического труда (нагрузка, оплата труда, материально- техническое и методическое обеспечение ОУ, их вид, местоположение и социальное окружение ОУ); показатели-смыслы, интериоризованные педагогом как профессиональная позиция (осознание своих слабых и сильных сторон, способность встать на позицию ученика, внутреннее принятие современных изменений в образовании). Источник: журнал «Проблемы современного образования», 4, 2011, с.36 11
12
13
14
15
16
КАКИЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ НИЖЕ ФАКТОРОВ ДОЛЖНЫ УЧИТЫВАТЬСЯ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ СТИМУЛИРУЮЩИХ НАДБАВОК? До 3 ответов 1. Качественное выполнение основных должностных обязанностей 2. Объем педагогической нагрузки 3. Проверка тетрадей и других письменных работ 4. Выполнение административной работы 5. Выполнение методической (научной, экспериментальной) работы 6. Заведование кабинетами и мастерскими и другими элементами инфраструктуры 7. Выполнение иной дополнительной работы 8. Участие в профессиональных мероприятиях (конференциях, семинарах и т.п.) 9. Выполнение внеурочной работы с детьми (музеи, походы и т.п.) 10. Объем внеурочной и внеклассной работы с отстающими детьми 11. Объем внеурочной и внеклассной работы с одаренными детьми 12. Работа с родителями (индивидуальные и групповые консультации, посещение семей) 13. Профессиональные достижения педагога (в т.ч. победы в конкурсах) 14. Наставничество 15. Участие в стратегическом управлении ОУ 16. Активное профессиональное развитие 17. Учебные достижения детей (качество образовательных результатов) 18. Прогресс учебных достижений детей (динамика образовательных результатов) 19. Внеучебные достижения учащихся (олимпиады, конкурсы, смотры) 17