Развитие словесно- логического мышления у дошкольников с ОНР учитель-логопед Карих Э.М. ГБДОУ 33 Петродворцового района СПб
Мышление Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза.
Виды мышления Наглядно- образное Словесно- логическое Предметно- действенное
Основные мыслительные операции Виды операций Анализ СинтезСравнение АбстракцияКонкретизация Обобщение
I этап Развитие когнитивных функций Накапливать опыт практического анализа и синтеза, учить сравнивать, находить сходства и различия, обобщать на конкретном материале Развитие речевых функций Обогащать и развивать словарь, учить составлять простые и сравнительные рассказы, формировать диалогическую и элементарную ситуативную монологическую связную речь Этапы и цели коррекционно- педагогического воздействия
II этап Развитие когнитивных функций Совершенствовать наглядно-образное мышление с опорой на образы и наглядные представления о предметах и их отношениях на основе собственного опыта предметно-практической деятельности Развитие речевых функций Количественно накапливать словарь, совершенствовать качественные характеристики лексических и грамматических компонентов языка, развивать диалогическую и монологическую Формы связной речи на основе постепенного перехода от ее ситуативной формы к контекстной
III этап Развитие когнитивных функций Развивать практические умения рационального использования знаковых элементов, навыки мыслительного расчленения объектов на составляющие части, анализировать и выделять ведущие признаки, группировать их и обобщать Развитие речевых функций Использовать на занятиях и в совместной деятельности абстрактные замещающие символы, знаки, условные обозначения, наглядные схемы и модели языковых и речевых явлений
Виды заданий по развитию словесно-логического мышления Какого предмета не хватает на каждой картинке? Почему ты так думаешь?
Небылицы Внимательно послушай стихотворение и скажи, что там лишнее. Объясни, почему ты так считаешь. Перелетные птицы Каждый год летят на юг Аист, ласточка, утюг, Грач, ворона и скворец, Дрозд, сорока и дворец.
Четвертый - лишний
Чтение слов по начальным звукам
ТТ Т К Л О П А Р Закодированное письмо
Ребусы
Вопросы на засыпку: -Слон выше носорога, но ниже жирафа. Кто выше? -Чего больше в лесу - елей или деревьев? -Наташа ждёт Дашу. Кто опаздывает?
Кто кем (чем) был раньше? -Кошка – котёнком. -Хлеб – зерном, мукой, тестом.
Фантастическое животное -Что бы вы взяли у разных животных и отдали зайцу, чтобы помочь ему защититься от врагов?
Спасибо за внимание!