Идейное своеобразие скульптуры Микеланджело и ее место в сокровищнице мирового искусства
ЦЕЛИ УРОКА 1. Выяснить, в чем заключается идейный смысл рассматриваемых работ Микеланджело. 2. Разобраться, в чем заключается непреходящая ценность наследия великого скульптора.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Сочинение-миниатюра на тему «Скульптура Микеланджело в моем восприятии»
ЗАДАНИЕ 1 1. Почему Микеланджело отказался от традиционного изображения снятия Иисуса с креста в окружении множества рыдающих людей? 2. Почему Марию он изобразил совсем юной? 3. «Пьета» - значит скорбь. В чем заключается идейный смысл данного произведения? 4. Сравните данное произведение с более поздними работами Микеланджело на эту же тему – и годов. Почему повторяет эту тему мастер? Что объединяет и разводит эти 3 скульптурные группы? Как и почему меняется идейный замысел?
ЗАДАНИЕ 2 Рассмотрите незаконченную статую апостола Матфея и статуи рабов для украшения гробницы папы Юлия II ( «Восставший раб» или «Скованный пленник» и «Умирающий раб») 1. Что объединяет эти работы? 2. Что символизируют рабы Микеланджело? Только ли внешние путы пытается разорвать «Восставший раб»? Чем заканчивается эта борьба? 3. Одна из статуй рабов в зависимости от того, с какой стороны мы на нее смотрим, воспринимается по-разному: то как борющаяся фигура человека на пределе всех физических сил, то как фигура человека, испытывающего нестерпимую муку и страдающего от ощущения трагического бессилия (отсюда двойное название – «Восставший раб»-«Скованный пленник»). Чем вы можете объяснить подобную двойственность изображения? 4. Как эти 3 работы помогают нам понять мироощущение скульптора?
ЗАДАНИЕ 3 Рассмотрите скульптурные группы, созданные Микеланджело для гробницы Медичи в период, когда уже надвигался кризис культуры эпохи Возрождения. 1. Почему Лоренцо и Джулиано Медичи под резцом Микеланджело не похожи на себя, а скорее напоминают своих великих предков – Лоренцо Великолепного и его брата Джулиано? 2. Определите, какие из скульптур, помещенных на крышках саркофагов, символизируют Утро, Вечер, День и Ночь. 3. Почему лица скульптур, символизирующих День и Вечер, намеренно не закончены? 4. Современник скульптора поэт Строцци посвятил Ночи восторженные стихи: Ты видишь ночь; она так сладко спит Из камня Ангелом сотворена. Спит, и поэтому жива она: Не веришь, разбуди – заговорит. Микеланджело, возмущенный тем, что Строцци совершенно не понял его замысла, ответил ему тоже стихами: Мне дорог сон, дороже камнем быть, Когда кругом позор и униженье. Не чувствовать, не видеть – наслажденье. О, тише говори, не смей меня будить! Что же хотел сказать современникам Микеланджело своими образами, которые он создал для гробницы Медичи?