Материалы педсовета Нормативно-правовая база, регулирующая взаимоотношения между школой и родителями
Отношения между школой и семьей регулируются: Административный кодекс Административный кодекс Гражданский кодекс Гражданский кодекс Уголовный кодекс Уголовный кодекс Семейный кодекс Семейный кодекс Законы Законы
Основные нормативные документы -Конвенция ООН о правах ребенка г. Статьи 2,28,32. -Конвенция ООН о правах ребенка г. Статьи 2,28,32. -Конституция РФ. Статьи 2,38,43. -Конституция РФ. Статьи 2,38,43. -Закон об образовании РФ. Статья 19. -Закон об образовании РФ. Статья 19. Федеральные законы «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» 123-Ф3 от , Федеральные законы «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» 123-Ф3 от , «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних» 120-ФЗ от «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних» 120-ФЗ от
Конституция Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей Каждый имеет право на образование. Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность образования. Гарантируются общедоступность и бесплатность образования. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Конвенция о правах ребенка "Ребенок имеет право на образование" (ст. 23, 28, 29). "Ребенок имеет право на образование" (ст. 23, 28, 29). "Ребенок имеет право на защиту от любых форм насилия и эксплуатации" (ст. 18, 19, 20, 32, 33, 34, 35). "Ребенок имеет право на защиту от любых форм насилия и эксплуатации" (ст. 18, 19, 20, 32, 33, 34, 35). "Ребенок имеет право пользоваться всеми благами социального обеспечения" (ст. 22, 25, 26). "Ребенок имеет право пользоваться всеми благами социального обеспечения" (ст. 22, 25, 26). "Ребенок имеет право на защиту жизни, здоровья, чести и достоинства" (ст. 6, 7, 16, 23). "Ребенок имеет право на защиту жизни, здоровья, чести и достоинства" (ст. 6, 7, 16, 23).
"Ребенок имеет право свободно формулировать и выражать свои взгляды, мысли, чувства; может добровольно вступать в различные ассоциации, исповедовать какую-либо религию" (ст. 13, 14, 15, 30). "Ребенок имеет право свободно формулировать и выражать свои взгляды, мысли, чувства; может добровольно вступать в различные ассоциации, исповедовать какую-либо религию" (ст. 13, 14, 15, 30). "Ребенок, лишенный родителей, имеет право на особую защиту и помощь" (ст. 20, 21). "Ребенок, лишенный родителей, имеет право на особую защиту и помощь" (ст. 20, 21). "Ребенок, совершивший правонарушение, сохраняет свои права и может рассчитывать на достойное и уважительное обращение" (ст. 40). "Ребенок, совершивший правонарушение, сохраняет свои права и может рассчитывать на достойное и уважительное обращение" (ст. 40). "Ребенок имеет право на полноценный отдых, культурный досуг" (ст.31). "Ребенок имеет право на полноценный отдых, культурный досуг" (ст.31).
Закон об образовании Права родителей: Статья 52, п.1 выбрать, в каком учебном заведении будут получать образование их дети выбрать, в каком учебном заведении будут получать образование их дети право принимать участие в управлении образовательным учреждением, в котором учатся их дети. право принимать участие в управлении образовательным учреждением, в котором учатся их дети. защищать законные права и интересы ребенка защищать законные права и интересы ребенка
Обязанности родителей: Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования
Статья 50. Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается. Принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускаются. Обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.
Обязанности школы: Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся
Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.
Семейный кодекс Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Поскольку несовершеннолетние не в состоянии самостоятельно защищать свои права, защита их прав и интересов возлагается на их родителей. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования
Кризис существующих типов отношений между школой и родителями Администрирование Администрирование Просветительство Просветительство Формализм
По какому пути идёт развитие отношений школы и родителей? Формально- административный подход Разрешительно- разделительный подход Просветительский подход ?
Закрытая, традиционная модель Педагоги инициируют взаимодействие с родителями и управляют им. Содержанием отношений является учебная деятельность детей, при этом для родителей оставлена роль контролеров Основная форма работы – традиционное родительское собрание Вызовы родителей в школу носят для родителей негативную нагрузку
Оппозиция взаимоотношений Родитель – не компетентное в педагогике лицо, поэтому учитель всегда прав Родители не должны критиковать учителей, полагаясь на их компетенцию Лучше вообще обойтись без родителей Родители должны выполнять поручения школы, воспитывать детей с учетом требований школы
Родители и школа – партнёры
Родители, учителя, учащиеся – равноправные субъекты
Взаимодействие школа ребенок семья
Потоки информации между семьей и школой Взаимо- действие Семья и школа Нормативно- правовой Социально- культурный П роблемный Воспита- тельный
школа семья согласование взаимовлияние интеграция
А теперь «крамольные» мысли…
Школа существует для детей и родителей, а вовсе не они существуют ради реализации функций школы. Она не может ничего приказывать родителям или принуждать их делать то, в необходимости чего они сомневаются Школа выполняет заказ на образовательные потребности детей и родителей, не навязывая им свои «правила игры», поэтому индивидуальные программы учащихся должны согласовываться с родителями. Школа не может обязать родителей участвовать в финансировании её деятельности. Школа выполняет заказ на образовательные потребности детей и родителей, не навязывая им свои «правила игры», поэтому индивидуальные программы учащихся должны согласовываться с родителями. Школа не может обязать родителей участвовать в финансировании её деятельности.
Школа помогает родителям воспитывать детей с помощью консультаций, но не диктует, что и как надо делать (особенно это касается ситуаций, когда учитель сам не может решить конкретную педагогическую задачу). Школа помогает родителям воспитывать детей с помощью консультаций, но не диктует, что и как надо делать (особенно это касается ситуаций, когда учитель сам не может решить конкретную педагогическую задачу). * Школа зависит от детей и родителей, поэтому именно они должны играть роль «первой скрипки». * Школа зависит от детей и родителей, поэтому именно они должны играть роль «первой скрипки». * Дети и родители имеют такие же права на создание «своей школы», как и её учителя и администрация. * Дети и родители имеют такие же права на создание «своей школы», как и её учителя и администрация. * Школа не определяет, что должны делать дети и родители, а создаёт условия и пространства для самоопределения и самореализации детей и взрослых. * Школа не определяет, что должны делать дети и родители, а создаёт условия и пространства для самоопределения и самореализации детей и взрослых.