1. Затратный подход в оценке транспортных средств: Метод полного цикла жизни; Многомерный косвенный метод. 2. Сравнительный подход в оценке транспортных средств: Метод прямого сравнения продаж. 3. Доходный подход в оценке транспортных средств: Метод капитализации дохода; Метод капитализации и остатка; Метод равно эффектного аналога.
1. Затратный подход в оценке транспортных средств: Метод полного цикла жизни; Многомерный косвенный метод. 1. Затратный подход в оценке транспортных средств: Метод полного цикла жизни; Многомерный косвенный метод.
Метод применяется в случаях, если в качестве базы для сравнения применяют не идентичные объекты, а объект- аналог, отличающийся от объекта оценки функциональными и конструктивно-техническими характеристиками. Вопрос: В чем отличие от Сравнительного подхода?
y -себестоимость нового автотранспортного средства, которое является аналогом объекта оценки на дату и в месте оценки; -соответственно значения функциональных или конструктивно-технологических характеристик оцениваемого и аналогичного транспортного средства; -показатель степени, определяемый по таблице данных с учетом принимаемой в расчет характеристики и вида автотранспортного средства (Таблица 1)
п/п Виды автотранспортного средстваy Наименование и диапазон изменения функциональных или конструктивно-технических характеристик 1 Легковые автомобили отечественного производства 0,7 Х – мощность двигателя, л.с. 21 л.с. 21 л.с. < Х < 105 л.с. 2 Легковые автомобили европейского производства 1,43 Х – рабочий объем двигателя, л.с. 934 куб. см < Х < 6750 куб. см 3 Грузовые бортовые автомобили отечественного производства 0,66 Х – грузоподъемность 0,3 т < Х < 15 т 4 Автобусы европейского производства 0,40 Х – общее число мест 9 < Х < Экскаваторы одноковшовые 1,23 Х – объем ковша, куб.м. см < Х < 15 т y Таблица 1 >
Необходимо оценить легковой автомобиль отечественного производства мощностью 100 л.с. Стоимость аналога составляет руб. РЕШЕНИЕ 1 : Если нет аналога, дата продажи которого приблизительно совпадает с датой оценки, а место то же, формула стоимости имеет вид : РЕШЕНИЕ 2: С = х 0,992 = ,16 руб. Если нет аналога, место продажи которого не совпадает, а дата оценки, та же что и у объекта-аналога, формула стоимости имеет вид : РЕШЕНИЕ 3 : С = х 0,88 = 97863,18 руб. Базисный рынок характеризуется высоким спросом на аналогичные автотранспортные средства.. Этот коэффициент всегда меньше 1 (кроме самого базисного рынка). - индекс изменения стоимости во времени - территориальный индекс i-го региона Базисным регионом считается регион с наиболее массовым рынком. Индексы изменения стоимости во времени рекомендуется принимать на основе «Методик оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом технического состояния Р », утвержденных Минтрансом РФ г.
Применяется для оценки подержанного автотранспортного средства, имеющего физический и моральный износ, замену базовых агрегатов, переоборудование, эксплуатационные эффекты.
- рыночная стоимость подержанного автотранспортного средства, не имеющего замены агрегатов, переоборудования, неисправностей и эксплуатационных дефектов; - число агрегатов, узлов, механизмов, замененных у объекта оценки n далее далее
ПОКАЗАТЕЛИ ОБОЗНА- ЧЕНИЯ ЗНАЧЕНИЯ 1Рыночная стоимость АТС аналогичной марки, долл Физический износ объекта оценки, %ИФ 70 3Число агрегатов базовой комплектации, замененныхn 1 4Замена наконечников рулевой тяги, долл. 30 5Стоимость работы по замене деталей и сопутствующие работы (сход/развал колес), долл. 25 6Физический износ наконечников рулевой тяги относительно нормативного срока, % 25 7Общее количество агрегатов, отсутствовавших на подвижном составе АТС W 2 8Стоимость аккумулятора, долл. 35 9Стоимость заднего бампера, долл Затраты на установку аккумулятора, долл. 5 11Затраты на установку заднего бампера дополнительно, долл. 10
ПОКАЗАТЕЛИ ОБОЗНА- ЧЕНИЯ ЗНАЧЕНИЯ 12 Количество оборудования, установленного дополнительно при переоборудовании АТС взамен агрегатов базовой комплектации S 1 13 Стоимость автоматической коробки передач, установленной взамен механической, долл Затраты на установку автоматической коробки передач, долл Физический износ коробки передач на дату оценки, % Стоимость механической коробки передач, долл Моральный износ АТС, % ИМ Количество оборудования, дополнительно установленного при переоборудовании АТС без замены агрегатов базовой комплектации m 3 19 Стоимость противотуманных фар с установкой, долл Стоимость автомагнитолы с установкой, долл Стоимость ковриков для пола, долл Физический износ систем оборудования, перечисленных в пп. 19, 20, 21, отсутствует 0 23 Стоимость восстановления лакокрасочного покрытия, долл Устранение дефекта ветрового стекла, долл. 15
2. Сравнительный подход в оценке транспортных средств: Метод прямого сравнения продаж. 2. Сравнительный подход в оценке транспортных средств: Метод прямого сравнения продаж. Степень сходства объектов определяется на основе технических, экономических, эргономических и других показателей, являющихся ценообразующими факторами. В качестве основных элементов сравнения в оценке машин, оборудования и транспортных средств применяются: характеристики объекта (мощность, производительность); состояние объекта ( комплектация, возраст, износ); состояние рынка (соотношение спроса и предложения); условия продажи (время рыночной экспозиции, место продажи).
Стоимость аналога, отличающегося от объекта оценки некоторыми характеристиками, должна быть скорректирована на дату оценки по формуле: Ц - цена продажи аналога, руб. - индекс изменения стоимости объекта с даты выпуска до даты оценки - коэффициент физического износа аналога за период эксплуатации - корректировочные параметрические коэффициенты, учитывающие отличия в технических параметрах объекта оценки и аналога - стоимость дополнительных устройств, наличием и отсутствием которых характеризуется объект оценки и аналог
п/п Показатели Объект оценки Аналог 1Аналог 2 1 Дата продажих Цена, руб.х Период от даты продажи до даты оценки. мес. х 85 4 Среднемесячный рост цен на новое оборудование, % х 22 5 Корректировочный коэффициентх (1+0,02) = 1,17(1+0,02) = 1,1 6 Итого скорректированная стоимость, руб. (п.1 х п.5) х Год выпуска Продолжительность эксплуатации, лет 54,44 9 Срок полезного использования, лет Коэффициент физического износа (п.8: п.9) 0,6250,550,5 на основе Метода прямого сравнения продаж при наличии 2-х аналогов
п/п Показатели Объект оценки Аналог 1Аналог 2 11 Коэффициент корректировки на физический износ х 1/(1-0,55) = 2,221/(1-0,5) = 2,0 12 Скорректированная стоимость, руб. (п.6 х п.11) х Корректировочный коэффициент на ускоренные условия продажи в случае банкротства (скидка 20%) х-1,2 14 Скорректированная стоимость, % (п.12 х п.13) х Стоимость объекта оценки (без износа), тыс. руб. (156000=153120)\2 = Рыночная стоимость объекта оценки (п.15 х (1- п. 10)), руб
3. Доходный подход в оценке транспортных средств: Метод капитализации дохода; Метод капитализации и остатка; Метод равно эффектного аналога. 3. Доходный подход в оценке транспортных средств: Метод капитализации дохода; Метод капитализации и остатка; Метод равно эффектного аналога. Доходный подход в оценке машин, оборудования и транспортных средств имеет ограниченное применение, поскольку доход создается всем предприятием, либо доходной недвижимостью, а не отдельными его активами. В ограниченный перечень объектов, для которых Доходный подход целесообразен, входят: пассажирские автобусы, грузовые автотранспортные средства, суда, летательные аппараты.
Стоимость объекта определяется: ЗАДАНИЕ ЗАДАНИЕ Необходимо оценить стоимость маршрутного такси методом прямой капитализации. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ: ЧОД ЧОД – чистый операционный доход; К К – коэффициент капитализации
Показатели Значения 1Дневная производительность АТС, ч/место 2Коэффициент полезного использования АТС 3Количество рабочих дней в месяце 4Количество рабочих дней в году (п.3 х 12) 5Стоимость 1 ч/места, руб. 6Операционный доход (п.5 х п.1 х п.2 х п.4) 7Ставка арендной платы за помещение-гараж, руб./м 2/мес. 8Площадь помещения, м 2 9Годовая арендная плата, руб. (п.7 х п.8 х 12) 10Годовые затраты на техническое обслуживание и ремонт, руб. 11Стоимость бензина и др. расходных средств, руб. 12Стоимость АТС, руб. 13Годовая норма амортизационных отчислений, % 14Годовая сумма амортизационных отчислений, руб. (п.14 х п.15/100) 15Годовая заработная плата с начислениями, руб.
Показатели Значения 16Прочие расходы, руб. 17Операционные расходы, руб. ( п.9 + п.10 + п п.14 + п.15 + п.16) 18Чистый операционный доход, руб. (п. 6 – п.17) до налогообложения 19Чистый операционный доход после налогообложения, руб. 20Коэффициент капитализации (по аналогам) 21Рыночная стоимость техники (п.19 : п.20), руб.
Применяется при определении стоимости оборудования в составе имущественного комплекса. Метод основан на предположении, что общий доход складывается из следующих элементов:
1. Определяется часть чистого дохода, относимого к земле : 2. Определяется часть чистого дохода, относимого к зданиям и сооружениям: 3. Определяется чистый доход, относимый к машинам и оборудованию (комплексу) : 4. Определяется стоимость машинного комплекса 5. Определяется стоимость единицы оборудования в составе машинного комплекса с помощью долевого коэффициента : -текущая стоимость земельного участка - коэффициент капитализации для земли - текущая стоимость зданий и сооружений, руб. - коэффициент капитализации зданий и сооружений - коэффициент возмещения (возврата) капитала - годовая ставка дохода - срок эксплуатации здания и сооружения, лет - долевой коэффициент (определяется как отношение балансовой стоимости оцениваемой единицы к балансовой стоимости машинного комплекса).
Показатели Обозначе ния Значения 1Среднегодовой объем пассироперевозок, тыс. пасс/км Средний тариф (на 1 перевозку со средним расстоянием 120 км), руб./тыс. пасс/км 37 3Затраты на 1 пасс/км (без амортизации), руб. 33 4Срок службы автобуса, лет 5 5Стоимость здания (на 1 автобус), руб Годовая норма амортизации 0,01 7Утилизационная стоимость автобуса, руб Годовая выручка от продаж, руб. (п.2 х п.1) Годовые затраты на пассажироперевозки, руб. (п.3 х п.1) Чистый годовой доход, руб. (п.8 – п.9) Остаточная стоимость здания (через 5 лет) (п.5 х (1- п.6 х п.4) Остаточная стоимость всего имущества, руб. (п.7 + п.11) Необходимо оценить стоимость пассажирского автобуса доходным подходом.
Показатели ОбозначенияЗначения 13Ставка дисконта 0,25 14Текущая стоимость всей производственной системы, руб Стоимость автобуса (п.14 – п.5)
Определить стоимость комплекса оборудования для производства деталей.Показатели ОбозначенияЗначения 1Цена 1 детали, руб.172 2Годовой объем производства (продаж), шт Годовые затраты на производство, руб Стоимость производственного здания, руб Годовая норма амортизации здания 0,01 6Срок использования оборудования, лет 10 7Ставка дисконта 0,1 8Годовая выручка от продаж, руб. (п.1 х п.2) Чистый годовой доход, руб. (п.8 – п.3) Чистый доход, относимый к зданию, руб. (п.4 х (п.5 + п.10) Чистый доход, относимый к оборудованию, руб. (п.9-10) Взнос на амортизацию для оборудования:0, Стоимость оборудования, руб.:
Метод равно эффектного аналога предполагает, что стоимость объекта выводится из цены аналога, обеспечивающего такую же доходность, как и объект оценки: -цена объекта-аналога - годовые эксплуатационные издержки (без амортизации), соответственно, аналога и объекта оценки; - годовой объем продукции, производимой, соответственно, аналогом и объектом оценки; - коэффициент амортизации для аналога и объекта оценки, определяемый на основе фактора фонда возмещения.
Оценка камнедробилки на основе информации о равноэффектном аналоге. Показатели Значения 1Цена аналога, тыс. руб.140 2Годовые объекты производства, тыс. тонн 2.1. Аналог 2.2. Объект оценки Годовые эксплуатационные затраты, тыс. руб Аналог 2.2. Объект оценки Процент на капитал 0,29 5Срок службы, лет 12 6Фактор фонда возмещения :0,0184 7Стоимость объекта (без износа), тыс. руб. 107,6 8Износ, %15 9Стоимость объекта (с учетом износа), тыс. руб. = 107,6 х (1-0,15)91,4691