ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования; характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД; связь УУД с содержанием учебных предметов в соответствии с УМК; типовые задачи формирования УУД в соответствии с УМК; планируемые результаты сформированности УУД.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию (в широком значении); совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирования умений (в узком смысле).
ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ личностные действия; регулятивные действия; познавательные действия; коммуникативные действия.
ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ самоопределение; смыслообразование (какое значение и какой смысл имеет учение?); нравственно-этическая ориентация.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; саморегуляция.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ общеучебные; логические; постановка и решение проблемы.
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; структурирование знаний; построение речевого высказывания ; выбор эффективных способов решения задачи; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; знаково-символические действия.
ЛОГИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ анализ объектов; синтез; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации; подведение под понятие, выведение следствий; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.
ПОСТАНОВКА И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
КОММУНИКАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ планирование сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли, владение различными формами речи.
УУД представляют целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия, определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ ПО УМК «ШКОЛА РОССИИ» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
СВЯЗЬ УУД С СОДЕРЖАНИЕМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ приобретение определенных ЗУН; коммуникативных умений; умения использовать знаковые системы и символы для моделирования объектов и отношений между ними; умений выполнять логические действия.
ВОЗМОЖНОСТИ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Смысловые акценты УУД Русский язык Литературное чтение Математика Окружающий мир личностные жизненное само- определение нравственно- этическая ориентация смыслообразование нравственно- этическая ориентация регулятивные целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (Математика, Русский язык, Окружающий мир, Технология, Физическая культура и др.) познавательные общеучебные моделирование (перевод устной речи в письменную) смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач широкий спектр источников информации познавательные логические формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно- следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия коммуникативные использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.
ЗНАЧЕНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
УУДРезультаты развития УУДЗначение для обучения Личностные действия - смыслообразование - самоопределение Регулятивные действия Адекватная школьная мотивация. Мотивация достижения. Развитие основ гражданской идентичности. Рефлексивная адекватная самооценка Обучение в зоне ближайшего развития ребенка. Адекватная оценка учащимся границ «знания и незнания». Достаточно высокая самоэффективность в форме принятия учебной цели и работы над ее достижением. Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные действия Функционально-структурная сформированность учебной деятельности. Произвольность восприятия, внимания, памяти, воображения. Высокая успешность в усвоении учебного содержания. Создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию. Коммуникативные (речевые), регулятивные действия Внутренний план действия Способность действовать «в уме». Отрыв слова от предмета, достижение нового уровня обобщения. Коммуникативные, регулятивные действия Рефлексия – осознание учащимся содержания, последовательности и оснований действий Осознанность и критичность учебных действий.
20 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В ОСВОЕНИИ ШКОЛЬНИКАМИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ САМООБРАЗОВАНИЕ, САМООРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ
21 УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ УУД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Учитель знает: важность формирования УУД школьников; сущность и виды универсальных умений; педагогические приемы и способы их формирования.
22 УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ УУД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Учитель умеет: отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УУД; использовать диагностический инструментарий успешности формирования УУД; привлекать родителей к совместному решению проблемы формирования УУД.