МОУ «Общеобразовательная Октябрьская средняя школа 2» п.Октябрьский 2010 г. Решение исследовательских задач по физике как один из эффективных приемов формирования ключевых компетенций учащихся Докладчик: Матвейчук И.Н. учитель физики МОУ «ООСШ 2»
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму.»
Выпускник средней школы должен: понимать сущность методов научного познания окружающего мира; выдвигать на основе наблюдений и измерений гипотезы о связи физических величин, планировать и проводить исследования по проверке этих гипотез; выдвигать гипотезы для объяснения предъявленной системы научных фактов, предусмотренных обязательным минимумом содержания курса физики; делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных таблицей, графиком или диаграммой. Выписка из требований к уровню подготовки выпускников средней школы.
Тематика педагогического исследования: роль физического эксперимента в формировании познавательного интереса учащихся к физике; решение экспериментальных задач по физике как средство развития познавательного интереса; решение графических задач по физике как средство активизации познавательной деятельности ученика; дифференцированный подход к учащимся при решении экспериментальных задач по физике; формирование мировоззрения учащихся на уроках физики.
Использование исследовательских задач: проверка домашнего задания; объяснение нового материала; фронтальные лабораторные работы; работы физического практикума; домашний эксперимент.
Задания для коллективного решения: Тема урока Постановка задачи Давление. Исследовать зависимость давления твердого тела на опору от площади и массы тела. Отражение света. Исследовать зависимость угла отражения светового луча от угла падения. Сила упругости. Закон Гука. Исследуйте зависимость деформации пружины от массы подвешенного груза и жесткости пружины.
Уроки-исследования: «Изучаем силу трения». «Условия плавания тел». «Газовые законы». «Ток в средах». «Оптика как физическая теория»…
Ученые Площади соприкасающихся поверхностей Материалы, из которого изготовлены тела Величина нагрузки Шерохова тости поверхностей Леонардо да Винчи (1482 г) Нет Да Амонтон (1699 г) Нет Да Нет Эйлер (1748 г) Нет Да Кулон (конец 18 в) Да Ф.И.уч-ся (21 в) Зависит ли сила трения от:
Убедиться на опыте в том, что полезная работа, выполненная при помощи простого механизма (наклонной плоскости), меньше полной. Установить на опыте соотношение между полезной работой, выполненной при помощи простого механизма (наклонной плоскости) и полной. Цель работы, сформулированная в учебнике: Формулировка исследовательского характера:
Научиться получать различные изображения при помощи собирающей линзы. Исследовать зависимость характера изображения, получаемого при помощи собирающей линзы от расстояния между предметом и линзой. Цель работы, сформулированная в учебнике: Формулировка исследовательского характера:
Научиться пользоваться реостатом для изменения силы тока в цепи. Исследовать зависимость силы тока в электрической цепи от длины активной части обмотки реостата. Цель работы, сформулированная в учебнике: Формулировка исследовательского характера:
Решение задач: Стандартная постановка условия задачи Постановка условия задачи исследовательского направления Металлическую пластину освещали монохроматическим светом одинаковой интенсивности: сначала красным, затем зеленым, затем синим. В каком случае максимальная кинетическая энергия фотоэлектронов была наибольшей? 1. При освещении красным светом. 2. При освещении зеленым светом. 3. При освещении синим светом. 4. Во всех случаях одинакова. Исследуйте зависимость максимальной кинетической энергии фотоэлектронов от цвета падающего на фотокатод света.
Работы практикума: Исследовать экспериментально зависимость электрического сопротивления нити накала лампы от температуры. Результаты представьте графически, по графику определите электрическое сопротивление нити лампы при 0 С, если температурный коэффициент вольфрама
Работы практикума:
Решение графических задач
«Задачи должны не только и не столько способствовать закреплению знаний, тренировке в применении изучаемых законов, сколько формировать исследовательский стиль умственной деятельности…» Э.Резерфорд.