Тема исследования: Тема исследования: «Коррекционно-педагогическая работа учителя начальных классов как условие преодоления нарушений письма у младших школьников общеобразовательной школы» учителя МОУ «Плосская основная общеобразовательная школа» Рыпаковой Оксаны Борисовны.
Цель исследования: определить условия преодоления нарушений письма у учащихся 2 класса общеобразовательной школы. Объект исследования: содержание коррекционно- педагогической работы учителя начальных классов по преодолению нарушений письма у учащихся 2 класса общеобразовательной школы. Предмет исследования: нарушения письма у учащихся 2 класса общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования: нарушения письма у учащихся 2 класса общеобразовательной школы могут быть преодолены, если: а) будут определены психофизиологические и лингвистические компоненты процесса письма конкретных детей; б) в ходе специально организованного исследования учащихся будут выявлены нарушения письма; в) будет организована целенаправленная коррекционно-педагогическая работа учителя, с учётом выявленных у учащихся нарушений письма.
Классификация нарушений письма (дисграфии) по Р.И. Лалаевой: оптическая оптическая акустическая акустическая аграмматическая аграмматическая артикуляторно-акустическая артикуляторно-акустическая дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Исследование состояния слогового анализа и синтеза Задание 3: Назвать слово, произнесённое по слогам. Инструкция: -Послушай внимательно слово, которое я произнесу по слогам, и назови его целиком. Слова: ско-во-ро-да, за-мо-ро-жен-ный, ка-на-ва, по-то-лок, те-ле-фон, по-лу-чи-ла, ко-тё-нок, бу-ма-га, кро-вать, улетают. Оценка результатов: за каждое правильно названное слово 1 балл. Высокий уровень: баллов, правильно названы слов без помощи учителя либо с незначительной помощью в виде повторной инструкции. Средний уровень: баллов, правильное, самостоятельное называние слов; помощь учителя незначительна в виде повторной инструкции либо показа образца выполнения аналогичного задания. Низкий уровень: балла, правильное называние 4 и менее слов; помощь учителя мало эффективна, требует либо повторной инструкции, либо показа образца выполнения аналогичного задания, либо совместного выполнения задания.
Констатирующий этап эксперимента
Принципы коррекционно-педагогической работы систематичности систематичности наглядности наглядности сознательности сознательности доступности доступности учёта объёма и степени разнообразия материала учёта объёма и степени разнообразия материала усложнения материала усложнения материала учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся патогенетический патогенетический учёта симптоматики и степени выраженности нарушений письма учёта симптоматики и степени выраженности нарушений письма опоры на психические функции, анализаторы, на их взаимодействие опоры на психические функции, анализаторы, на их взаимодействие онтогенетический онтогенетический общедидактические:специфические:
Основные направления работы по преодолению выявленных нарушений письма Формирование и развитие предметно-буквенного гнозиса Формирование и развитие предметно-буквенного гнозиса Расширение объёма и уточнение зрительного мнезиса (памяти) Расширение объёма и уточнение зрительного мнезиса (памяти) Развитие зрительного анализа, синтеза, зрительно- пространственных представлений Развитие зрительного анализа, синтеза, зрительно- пространственных представлений Формирование и развитие звукового анализа и синтеза на уровне звука, слога, предложения Формирование и развитие звукового анализа и синтеза на уровне звука, слога, предложения
Занятие 4 1. Игровой самомассаж кистей рук с речевым сопровождением. 2. Формирование буквенного гнозиса. Соотнести буквы, выполненные печатным и рукописным шрифтом. Соотнести буквы, выполненные печатным и рукописным шрифтом. 3. Развитие зрительного мнезиса. Игра «Буква спряталась» - необходимо узнать букву. 4. Развитие конструктивного праксиса. Выкладывание букв К, У, И, Г из палочек с фиксированным вниманием на то, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы и в каком количестве. 5. Формирование фонематического анализа, синтеза на уровне звука. Добавить различное количество звуков, чтобы получились новые слова. 6. Развитие зрительно-пространственных ориентировок. Прочитать слова: спереди, верх, вдаль, левый, крайний, низ, сверху. Следует вначале найти в этих словах вторую по счету букву, выписать и затем составить слово из этих букв.
Результаты контрольного этапа исследования. Экспериментальная группа
Контрольный этап эксперимента