Районная научно-практическая конференция педагогов и руководителей образовательных учреждений «Опыт и творчество в реализации компетентностного подхода в образовании» ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЯТИКЛАССНИКОВ. Пеньевская Ирина Ивановна педагог-психолог МОУ «Строевская средняя общеобразовательная школа» 2010
Успешная адаптация и социализация ученика Социально – коммуникативная компетентность система знаний о социальной действительности и о себе система социальных умений и навыков взаимодействия умение решать межличностные проблемы
Школьный возраст 8 лет – 12 лет Пубертатный возраст 13 – 17 лет Критические периоды развития Кризи с Учебная деятельность Интимно –личностное общение Переход из младших классов в средние
Сопровождение социально – психологической адаптации пятиклассников Решение задач адаптации создание условий понимания, распознавания детьми чувств другого человека построения безболезненных взаимоотношений в детском коллективе выбор технологий позитивного взаимодействия узнавание детьми своих одноклассников получение детьми обратной связи о своих ценностях и пристрастиях соотнесение своего Я с общим МЫ
Технологии формирования социально – коммуникативной компетенции Большая психологическая игра игровые проектные групповой работы
Корреспондентский марафон способность к кооперации Построение отношений – условие игровой задачи Дети приобретают умение соотносить свои интересы с интересами других людей позитивную самооценку
Планета моего класса Создание проекта I этап «Создание материков»: учения, общения, интересов, мечты II этап «Что я чувствую»: рефлексия чувств III этап «Я и МЫ, и все, кто рядом»: предъявление Я в пространстве МЫ
Планета моего класса Формируются способности формулировать оценочные суждения о себе пользоваться поддержкой одноклассников и оказывать помощь самим размышлять о себе принимать себя, свои сильные стороны проявлять интерес к достоинствам, умениям друзей
Психологический театр уступить Решение задач формирования группы Формируются умения поддержки и переживания друг за друга решать конфликтные ситуации
Адаптированность учащихся как условие формирования социально – коммуникативной компетентности
Ресурсы 1. Битянова М. Психолого-педагогическое сопровождение школьников Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М. «Просвещение», Магелис Н. Психологический климат в классе. ШП 10, 12, 16, Пеньевская И.И. «Корреспондентский марафон» - ШП, 6, 2003; 5. Пеньевская И.И. «Планета моего класса» - ШП, 34, 35, 2003; 6. Пеньевская И.И. «Алые паруса» - ШП, 14, 2005, 7. Прихожан А. Пятиклассники. ШП 12, Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задачи для подростков и их педагогов. Москва-Рига Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Хрестоматия по возрастной педагогической психологии. МГУ Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения. Методическое руководство. Иматон. С-Пб., 2001.