Результаты обучения личностные метапредметные общие предметные частные предметные
Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного или нескольких учебных предметов способы деятельности, применяемые как в рамках общеобразовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты в перечне планируемых результатов освоения программ учебных предметов в перечне планируемых результатов освоения межпредметных программ
В Федеральном государственном стандарте общего образования 2-ого поколения отмечается: «лозунгом современной школы становится требование «научить ребенка читать» - читать целенаправленно, осмысленно, творчески».
Результаты стартовой диагностики Всего детей в классах: 150 Присутствовали на контрольной работе: 133 Успеваемость: 74% (99 человек) Качественный показатель: 46,6 % (62 человека) Максимальное количество набранных баллов: 22 Минимальное количество набранных баллов: 3 Справились с работой на оценку «5»: 11, что составляет 8 % от общего количества обучающихся, выполнявших работу. Справились с работой на оценку «4»: 51, что составляет 38 % от общего количества обучающихся, выполнявших работу. Справились с работой на оценку «3»: 37, что составляет 28 % от общего количества обучающихся, выполнявших работу. Не справились с работой: 34, что составляет 26 % от общего количества обучающихся, выполнявших работу.
Метапредметные результаты (в рамках предмета «физика») … формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач…
Планируемые результаты межпредметной программы «Стратегии смыслового чтения и работы с текстом». формирование умений по работе с различными типами и видами текстов
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. внимательное «вчитывание» анализ текста проникновение в смысл текста работа воображения развитие устной и письменной речи
Полноценное чтение предполагает понимание; поиск конкретной информации; самоконтроль; восстановление широкого контекста; интерпретацию; комментирование.
Грамотность чтения - это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества.
Виды чтения: ознакомительное изучающее поисковое / просмотровое выразительное рефлексивное направлено на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста извлечение, вычерпывание полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста направлено на нахождение конкретной информации, конкретного факта в соответствии с дополнительными нормами озвучивания письменного текста наиболее развитый вид чтения, предполагающий множество частных умений
Приемы изучающего чтения: составление вопросов к тексту; составление плана; составление граф-схемы; тезирование; составление сводных таблиц; комментирование и логическое запоминание учебной информации.
Типы вопросов Особенности Простые вопросы Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Уточняющие вопросы Обычно, они начинаются со слов: « То есть ты говоришь, что … ? », « Если я правильно понял, то … ? ». Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику обратной связи относительно того, что он только что сказал. Объясняющие вопросы Обычно начинаются со слова « Почему? ». Они направлены на установление причинно - следственных связей. Творческие вопросы Когда в вопросе есть частица « бы », а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза: « Что бы изменилось, если бы … ? », « Как вы думаете, как будут развиваться события дальше? ». Оценочные вопросы Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: « Почему что-то хорошо, а что-то плохо? », « Чем один герой отличается от другого? ». Практические вопросы Направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Классификация вопросов Б. Блума
Обучение рефлексивному чтению направлено на формирование умений: предвосхищения содержания предметного плана текста по заголовку, опираясь на предыдущий опыт; формирования системы аргументов; сопоставления разных точек зрения и разных источников информации по теме; сопоставления иллюстративного материала с информацией текста; выражения информации текста в виде кратких записей; различения темы и подтемы специального текста; анализа изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки информации.
Типы чтения: коммуникативное (вслух и про себя); учебное; самостоятельное.
Типы текстов: описание (художественное, техническое); повествование (рассказ, отчет, репортаж); объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация); аргументация (научный комментарий, обоснование); инструкция (указание к выполнению работы, правила, уставы, законы). формы (налоговые, визовые, анкеты); информационные листы (расписания, прейскуранты, каталоги …); расписки (ваучеры, билеты, накладные, квитанции…); сертификаты (ордера, аттестаты, дипломы, контракты); призывы и объявления; таблицы и графики; диаграммы; таблицы и матрицы; списки; карты. Сплошные тексты Несплошные тексты
Умения – признаки полноты понимания текста: общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла; нахождение информации; интерпретация текста; рефлексия содержания текста.
Типология содержания текстов 1. Тексты с описанием различных физических явлений или процессов, наблюдаемых в природе или в повседневной жизни. 2. Тексты с описанием наблюдения или опыта по одному из разделов школьного курса физики. 3. Тексты с описанием технических устройств, принцип работы которых основан на использовании каких- либо законов физики. 4. Тексты, содержащие информацию о физических факторах загрязнения окружающей среды или их воздействии на живые организмы и человека. 5. Тексты общекультурного содержания. 6. Сюжетная (текстовая) задача.