Медиация. Школьная служба примирения. По материалам семинара по проблеме: «Организация школьной службы примирения. Медиация в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних» ноябрь 2013 год. Социальный педагог МБОУ «Илезская СОШ» Е.А.Байковская
На каких документах основывается работа Службы примирения? Конвенция ООН по правам ребёнка. Указ президента РФ от 01 июня 2012 г. 761 «О национальной стратегии в интересах детей на годы» ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»273 от ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24. июля 1998 г. ФГОС основного общего образования, утверждённого приказом 1897 от г.
Что такое медиация: Одна из восстановительных технологий урегулирования споров с участием нейтральной, беспристрастной, незаинтересованной в данном конфликте стороны-медиатора, который помогает сторонам выработать определённое соглашение, договориться. Цель: Восстановление отношений, принятие ответственности за совершённые действия, ощущение вины.
Служба примирения создана для выполнения ФГОС ООО. «Портрет выпускника основной школы»:…как уважающего других людей, умеющего вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов. Личностные результаты освоения основной образовательной программы ООО должны отражать: Формирование осознанного, уважительного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции…; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; Формирование коммуникативной компетентности в общении и со сверстниками, с детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно- полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. …Осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (нравственное поведение, моральный выбор) ….Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций.
Принципы восстановительной медиации: Добровольность участия сторон; Информированность сторон; Нейтральность медиатора; Конфиденциальность процесса медиации; Ответственность сторон и медиатора;
Основной результат медиации: Восстановительные действия (извинения, прощения, стремление искренне загладить вред), действия которые могут исправить последствия конфликтной ситуации. Соглашение или примирительный договор. Налаживание взаимопонимания, обретение способности к диалогу и способности разрешить ситуацию (т.е. процесс коммуникации)
Процесс медиации: 1 конфл. сторона 2 конфл.сторона (обидчик) (жертва) Медиатор 1. Предварительная встреча: (с обидчиком и родит.) (с жертвой и родителями) Проговариваются эмоции, задаются вопросы: Что нужно сделать, чтобы загладить вред? Что нужно сделать в твоей жизни, как изменить, чтоб больше не повторилось?
Примирительная встреча: жертва (с родителем) Медиатор Медиатор агрессор (с родителем) Задаются вопросы: прошлого, настоящего будущего Агрессор сам предлагает варианты решения
Результат медиации: Готовность (желание, видение результатов) участников к примирению. Если медиация прошла успешно, то подписывается примирительный договор. Цель: восстановление отношений, принятие ответственности за совершённое, ощущение вины. Результат: примирительный договор.