Трудности обучения младших школьников с недостаточным уровнем подготовки к школьному обучению МБОУ «Устьянская СОШ» Буторина И. В., педагог-психолог, г.
Актуальность В общеобразовательной школе, по статистическим данным, находится от 15 до 45% детей, испытывающих трудности в обучении
Школьная зрелость "Школьная зрелость" (более точное определение – функциональная готовность к обучению в школе) – это не что иное, как необходимый уровень развития у ребенка школьно-необходимых функций, который позволяет ему без ущерба для здоровья, нормального развития и без чрезмерного напряжения справляться с учебой в школе.
Школьная готовность Физическая Психологическая Педагогическая Мотивационная Коммуникативная Эмоционально-волевая Интеллектуальная
Основные принципы помощи детям, имеющим трудности в обучении 1) любой ребенок, имеющий школьные проблемы, в состоянии получить полноценное начальное образование при соответствующей и вовремя организованной системе коррекционной помощи. 2) для коррекции комплексных трудностей необходимо учитывать как внешние, так и внутренние факторы. 3) помощь детям со школьными проблемами - это помощь, при которой корректируются не трудности обучения письму и чтению, а причины, вызывающие их.
Основные принципы помощи детям, имеющим трудности в обучении 4) системная помощь детям с трудностями в обучении, включающая меры неспецифической (оптимизация учебного процесса, нормализация режима, ликвидация конфликтных ситуаций в семье и школе и т.п.) и специфической несформированности или нарушений в развитии познавательных функций. 5) организация комплексной помощи детям с трудностями в обучении. Это системная работа и системное взаимодействие педагога, психолога, логопеда и родителей.
Условия эффективной коррекции школьных трудностей ПЕРВОЕ УСЛОВИЕ – наличие современных методов психофизиологической и психологической диагностики трудностей, их причин, выделения их особенностей. ВТОРОЕ УСЛОВИЕ – знание педагогами причин и механизмов школьных трудностей, умение выделить эти причины, владение методиками и технологиями организации помощи. ТРЕТЬЕ УСЛОВИЕ – возможность получения необходимой консультативной помощи специалистов – психолога, логопеда, врача – и разработки комплексной программы помощи.
Условия эффективной коррекции школьных трудностей ЧЕТВЕРТОЕ УСЛОВИЕ – совместная работа и единая тактика работы и семьи при организации помощи ребенку, имеющему школьные проблемы. ПЯТОЕ УСЛОВИЕ – наличие специалистов, помещений, материальных средств и т.п. для организации комплексной системной помощи учащимся.
Индивидуальный образовательный маршрут Индивидуальный образовательный маршрут - это структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе его обучения. Два аспекта значения технологии индивидуального образовательного маршрута: 1)учет индивидуальных особенностей детей с последующей адаптацией учебного процесса к индивидуальным особенностям каждого ребенка; 2) оказание каждому ребенку индивидуализированной педагогической помощи с целью развития его индивидуальных психологических ресурсов.
Этапы конструирования индивидуальных образовательных маршрутов Этап наблюдения Цель этапа: выявить группу младших школьников, испытывающих трудности в обучении: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные и психомоторные. На этом этапе учитель проводит наблюдение за учебной деятельностью 'учащихся, попавших в группу неготовых или условно готовых к обучению в школе (диагностика по уровню готовности учащихся к обучению) или это младшие школьники, испытывающие трудности в обучении по результатам педагогических диагностик.
Этапы конструирования индивидуальных образовательных маршрутов Диагностический этап На данном этапе проводится ряд диагностик. Цель данного этапа - выявление причин трудностей в обучении ребёнка. Необходимо это сделать для того, чтобы знать истинную причину трудностей в обучении младшего школьника.
Этапы конструирования индивидуальных образовательных маршрутов Этап построения Цель этапа: построение индивидуальных образовательных маршрутов для младших школьников, испытывающих трудности в обучении на основе выявленных причин. Прежде всего, определяется основной класс (основные классы) трудностей (личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный, психомоторный).
Индивидуальный образовательный маршрут для младших школьников, испытывающих личностные трудности в обучении Класс трудностей Трудности Причины Задания Результат действия маршрута (трудность сохранилась + / трудность не сохранилась) Личностные
Этапы конструирования индивидуальных образовательных маршрутов Этап реализации индивидуальных образовательных маршрутов в процессе обучения. Этап итоговой диагностики. На этом этапе проводится завершающая диагностика. Цель этапа - выявить результаты действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась). Проводится такая работа в конце учебного года (первого, второго, третьего года обучения).