© М.Е.Макарова
1. Есть 3 способа записи алгоритма: 1). Словесный – на человеческом языке Например: (алгоритм вывода произведения двух чисел) 1. Ввести числа А, В 2. С:=А*В 3. Вывести С
Второй способ записи – графический – в виде блок - схем: Например: ( блок-схема алгоритм покупки газеты в киоске) Подойти к ларьку Протянуть деньги Попросить газету. Взять газету и сдачу Отойти от ларька Конец Начало
Третий способ записи – в виде программы –на языке программирования: Например: ( программа на языке Паскаль, выводящая на экран квадрат и куб введенного с клавиатуры целого числа) PROGRAM PRIMER7; VAR X:INTEGER; BEGIN READLN(X); WRITELN(X); WRITELN(X*X); WRITELN(X*X*X); END.
1. Цель сегодняшнего урока: Научиться составлять и записывать алгоритмы решения задачи словесным и графическим способами, усвоить важное понятие «переменная».
1. ПЕРЕМЕННАЯ При составлении алгоритмов решения числовых задач применяют понятия «переменная» и «постоянная». Что означают эти понятия? Переменная -это величина, значение которой может изменяться в процессе выполнения алгоритма. Её можно представить как ящик с именем, в котором хранятся числа, символы и т.д.
1. ПЕРЕМЕННАЯ При составлении алгоритмов решения числовых задач применяют понятия «переменная» и «постоянная». Что означают эти понятия? Переменная -это величина, значение которой может изменяться в процессе выполнения алгоритма. Её можно представить как ящик с именем, в котором хранятся числа, символы и т.д. Чтобы «положить» в переменную число, нужно использовать операцию «:=»- присвоить. Например, А:=5 (А присвоить значение 5). А 5
Переменная -это величина, значение которой может изменяться в процессе выполнения алгоритма. Её можно представить как ящик с именем, в котором хранятся числа, символы и т.д. Чтобы «положить» в переменную число, нужно использовать операцию «:=»- присвоить. Например, А:=5 (А присвоить значение 5). Запомни! После присвоения нового значения переменной её старое значения теряется. Например, после выполнения команд 1) А:=5; 2) А:=3; 3) А:=7; Значение переменной А будет 7 (см. рис) Переменная -это величина, значение которой может изменяться в процессе выполнения алгоритма. Её можно представить как ящик с именем, в котором хранятся числа, символы и т.д. Чтобы «положить» в переменную число, нужно использовать операцию «:=»- присвоить. Например, А:=5 (А присвоить значение 5). Запомни! После присвоения нового значения переменной её старое значения теряется. Например, после выполнения команд 1) А:=5; А 5 А А А 5 3 7
ПОСТОЯНННАЯ Постоянная -это величина, значение не изменяется в процессе выполнения алгоритма. Чтобы «положить» в постоянную число, нужно использовать операцию «:=»- присвоить. Например, А:=5 (А присвоить значение 5).
Рассмотрим, как составить алгоритм и блок-схему решения такой задачи: ввести два целых числа А и В, вывести MIN -минимальное их них. Сначала составим алгоритм в словесном виде : 1. Ввести А, В 2. Если А<В то MIN := A Иначе MIN:=B; 3. Вывести MIN
Запишем наш алгоритм графическим способом – в виде блок-схемы. Конец Начало А<B да-нет MIN :=A MIN :=B Ввод А,В Вывод MIN
Все алгоритмы делят на 3 типа: 1. Линейные – где все команды выполняются последовательно, по одной. линии Подойти к ларьку Протянуть деньги Попросить газету. Взять газету и сдачу Отойти от ларька Конец Начало
Все алгоритмы делят на 3 типа: 2. Разветвляющийся –где есть проверка выполнение какого-то условия (есть слово Если) 3. Циклический –где есть повторение команд алгоритма больше 2 раз